Внедрение искусственного интеллекта и цифровых технологий в деятельность вузов |
Автор: Сюваткина П.Д.,Ломовцева А.В. |
25.03.2024 19:44 |
ВНЕДРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ Сюваткина П.Д., Научный руководитель: Ломовцева А.В., к.э.н., доцент, Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Нижний
Новгород, Россия Аннотация: в связи с повсеместной информатизацией всех
сфер жизнедеятельности, в том числе системы образования, в настоящее время
внедрение искусственного интеллекта и иных цифровых технологий как никогда
актуально. С их помощью появляется возможность оптимизировать и повысить
эффективность образовательного процесса, как для обучающихся, так и для
преподавателей. Цифровизация, это новый вызов для системы образования, который
принесет новый опыт для рационального и комфортного получения знаний. Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровые технологии, цифровизация, учебное заведение, обучающиеся, образовательный процесс. В период информатизации общества все сферы жизнедеятельности неразрывно связаны с развитием и внедрением новых технологий и интеллектуальных машин. Искусственный интеллект (ИИ) в образовательном сегменте позволяет расширять границы и формировать новые вызовы как для преподавателей, так и для обучающихся. Речь идет о фундаментальной перестройке всей системы: управление процессами и внутренняя архитектура высших учебных заведений. Прежде чем говорить о внедрении искусственного интеллекта, важно понимать его сущность. Определение данного термина было введено в обиход в 1956 году Джоном Маккарти, он трактовал его следующим образом: «наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ»[1]. Касаемо образовательной среды допускается возможным определить искусственный интеллект как некие вычислительные системы, способные участвовать в естественных процессах, свойственных человеку, таких как обучение, адаптация, анализ, синтез и использование данных для обработки и решения сложных и комбинированных задач. Ключевым фактором искусственного интеллекта является познавательная самостоятельность, т.е. определенная автономия обучающегося от преподавателей и учебной программы. Студент сам заинтересован в том, чтобы быстро найти краткий и точный ответ, на заинтересовавший его вопрос. ИИ, в частности, недавно обретшие популярность, чаты GPT способствуют оптимизации процесса поиска и обработки информации, давая студенту возможность рационально использовать свой временной ресурс. Но инновационные чаты, это не предел и не единственное применение искусственного интеллекта в образовательной среде, для того, чтобы наиболее полно разбираться в рассматриваемой теме, необходимо также проанализировать и другие международные технологии-тенденции, которые внедряются в настоящее время, и повлияют в дальнейшем на развитие всей образовательной системы высших учебных заведений. Рассмотрим некоторые из них: 1. SmartCampus или интеллектуальный кампус – проект, поддерживаемый Европейской комиссией, который направлен на повышение уровня эффективности использования оборудования и энергоресурсов, которыми обладает учебное заведение. В его целевую аудиторию входят как студенты, так и преподаватели, и ученые. Проще говоря, проект подразумевает под собой пространство нового типа, оно может быть физическим или цифровым, благодаря нему люди смогут взаимодействовать с искусственным интеллектом. Также, такой кампус еще называют «город в городе», потому что на его территории содержится почти все, что есть на улицах города и соответственно, в самих высших учебных заведениях. Например, наиболее успешный и общеизвестный проект был реализован в политехнической школе Лозанны, более известной как – научно-исследовательский кампус[2]. Пространство содержит в себе рестораны, библиотеку, магазины и отели, также кампус проводит различные спортивные и культурные мероприятия, охраняет экологическую устойчивость и заботиться о духовном состоянии своих студентов. В Российской Федерации указанный проект также имеет место быть. В рамках национального проекта «Наука и университеты» к 2030 году планируется построить 25 умных кампусов. Под умным кампусом, концепция подразумевает комплекс цифровых систем и сервисов, обладающих большим функционалом для образовательного процесса, управления и безопасности кампуса (от входа на территорию, до цифровых технологий и электронных сервисов для студентов и преподавателей)[3]. В основе проекта лежит пирамида, которая включает в себя четыре уровня: 1) Обеспечение безопасности хранения и обработки данных, а также инфраструктуры для обмена данными между кампусами и его партнерами; 2) Регулирование информационных потоков для безопасного удаленного доступа к цифровой среде; 3) Уровень, который подразумевает логический доступ к различным решениям и системам на основе программного интерфейса приложения (API); 4) Уровень, содержащий в себе комплекс управления, обеспечения жизнедеятельности и эффективности эксплуатации кампуса, а также иные цифровые сервисы, предназначенные для студентов. В конечном итоге данную концепцию можно будет применить практически ко всем вузам страны, что поспособствует глобальной информатизации образовательного процесса и даст толчок для повсеместного инновационного развития устаревших и современных технологий. 2. NudgeTechили технология «подталкивания». В контексте искусственного интеллекта подразумевает под собой воздействие на поведение или мышление обучающихся через имеющиеся данные учреждения. Например, прививает «правильное» отношение к учебе или предоставляет возможность составления индивидуального графика для свободного времени между занятиями. NudgeTech является ярким примером оптимальной персонализации данных для цифровой образовательной экосистемы. Форма такой технологии может проявляться в виде переписки с искусственным интеллектом, в ходе которой выявляются личные идеи обучающихся, впоследствии ИИ подталкивает пользователя к более глубокому и подробному рассуждению, предлагая поддерживающую среду для исследования и возможного предопределения желаний и идей. Таким образом, NudgeTech позволяет обеспечивать контроль над каждым студентом, при этом соблюдается полная конфиденциальность и учитывается мнение каждого. 3. Интерактивные технологии. Наибольшую популярность в настоящее время начинают приобретать технологии, которые создают наиболее комфортную среду для обучающихся, позволяя взаимодействовать между всеми субъектами образовательного процесса. Интерактивные технологии представляют собой различные ситуации и игры, в ходе которых обучающиеся объединяются в команды, совместно с преподавателем анализируют ситуацию и приходят к общему умозаключению. В ходе данного процесса предусматривается обязательная включенность всех обучающихся, что позволяет им чувствовать себя востребованными. Интерактивный метод обучения обеспечивает непрерывный диалог между субъектами образовательного процесса при помощи цифровых технологий, создавая привычные и благоприятные условия для оптимального получения знаний, навыков и умений. Подобных цифровых
технологий, которые можно использовать в образовательном процессе еще много,
они все развиваются и совершенствуются, подстраиваясь под вызовы современности.
Подвод итог, можно с уверенностью сказать, что искусственный интеллект, как
одна из инновационных технологий, это настоящее и будущее для системы
образования. Безусловно, у него есть недостатки, такие как – безэмоциональность,
базовые ответы, отсутствие человеческих духовных качеств и многое другое. Но
нельзя отрицать тот факт, что они способствуют повышению уровня эффективности
образовательного процесса, что подтверждают вышеизложенные примеры. Наступает
время, когда цифровизация поглощает все сферы жизнедеятельности и становится на
ряду с индустриализацией, а образование – это фундамент для развития всего
общества, поэтому цифровые технологии должны стать его неотъемлемой частью. Литература 1.
Морхат
П.М. К вопросу об определении понятия искусственного интеллекта // Право и
государство: теория и практика. 2017. №12 (156). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-iskusstvennogo-intellekta
(дата обращения: 21.03.2024). 2.
Шобонов
Николай Александрович, Булаева Марина Николаевна, Зиновьева Светлана
Анатольевна.Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного
педагогического образования. 2023. №79-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-1 (дата
обращения: 22.03.2024). 3.
Павлюк
Екатерина Сергеевна Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта
на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное
педагогическое образование. 2020. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarubezhnogo-opyta-vliyaniya-iskusstvennogo-intellekta-na-obrazovatelnyy-protsess-v-vysshem-uchebnom-zavedenii
(дата обращения: 22.03.2024). 4.
Умный
кампус: когда стены сами учат. Текст : электронный // ЛаЛаЛань : официальный
сайт. 2021. URL: https://lala.lanbook.com/umnyj-kampus-kogda-sami-steny-uchat (дата обращения: 23.03.2024). 5.
Кампус
‐ EPFL. Текст : электронный //EPFL : официальный сайт.URL: https://www.epfl.ch/campus/en/(дата обращения: 23.03.2024). 6.
SitronicsGroup
разработала и представила концепцию для цифровизации кампусов мирового уровня.
– Текст : электронный // Ведомости : официальный сайт. – URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/09/20/sitronics-group-razrabotala-i-predstavila-kontseptsiyu-dlya-tsifrovizatsii-kampusov-mirovogo-urovnya(дата обращения: 23.03.2024). |