РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ
Дидык Т.Г., к.т.н.,
доцент,
ФГБОУ ВОУУНиТ, г. Уфа, Россия
Бобылева Н.В.,
МАОУ «Гимназия №115», г. Уфа
Аннотация. В статье описаны возможности применения искусственного интеллекта в образовательной системе,
рассмотрены практики, использующиеся на данный момент. Приведены достоинства и
недостатки, определен вектор развития искусственного интеллекта в сфере
образования.
Ключевые слова: искусственный интеллект, образование,
развитие, разработка, технологии, обучение,
анализ, решение.
В последние годы цифровизация многих процессов в
образовании стала неотъемлемой частью его деятельности [1]. Применение
различных информационных сервисов позволяет эффективно автоматизировать процессы
обучения и взаимодействия с обучающимися[2]. Технологии искусственного интеллекта также проникают во все сферы
деятельности человека, и образование не является исключением. Искусственный интеллект (ИИ)
позволяет системе, машине или компьютеру выполнять задачи, требующие разумного
мышления, то есть имитировать поведение человека для постепенного обучения с
использованием полученной информации.
Использование ИИ упрощает и ускоряет процессы, которыми
занимаются люди. ИИ занимается решением когнитивных задач, обычно отведенных
человеку. Примерами таких задач могут быть обучение, создание и распознавание
образов.
Внедрение технологий ИИ позволяет увеличить эффективность
практически любой сферы деятельности человека. Искусственный интеллект активно
используется в области космических исследований, в здравоохранении и в
финансовом секторе. Данное технологическое нововведение не обошло стороной и область
образования. Учителя в школе сталкиваются с различными проблемами, такими как:
- большая нагрузка на
проверку работ: учителям необходимо проверять множество работ учеников, что
занимает много времени и энергии;
- необходимость
индивидуального подхода к каждому ученику: учителям приходится учитывать
индивидуальные особенности каждого ученика и адаптировать подход к обучению;
- сложности в организации
уроков: учителям нужно планировать и организовывать уроки, а также решать
вопросы с отсутствием учеников;
- отсутствие мотивации у
учеников: некоторые ученики могут не интересоваться учёбой, что может привести
к проблемам с обучением;
- проблемы с общением с
родителями: учителям приходится общаться с родителями учеников, что может быть
сложно и требует времени;
- проблемы с технологиями:
некоторые учителя могут испытывать трудности с использованием технологий, таких
как цифровое образование и образовательные платформы.
Искусственный интеллект
может помочь учителям в решении некоторых из этих проблем, например,
отслеживать успеваемость ученика, индивидуально подходить к каждому ученику,
помогать в организации уроков и проверке работ. В образовательной сфере искусственный
интеллект также может применяться для персонализации обучения, создания
адаптивных учебных материалов, автоматической проверки заданий, прогнозирования
успеваемости и предоставления онлайн обучения. Однако необходимо учитывать, что
ИИ не может полностью заменить учителя, так как образование также требует
человеческого взаимодействия и эмоциональной составляющей.
К сожалению, в первую
очередь, вышеперечисленные инновации внедряются на западе. В тоже время, Россия
в стремительном темпе и разрабатывает, и применяет ИИ. Примеры применения
технологий ИИ рассмотрены ниже.
Адаптивное обучение используется для обучения базовым и продвинутым
навыкам путем оценки их текущего уровня навыков и создания управляемого
учебного плана. Использование данной возможности ИИ применяется на сайтах
проверки знаний, например, таких как РешуЕГЭ и EFSET.
После прохождения тестов и решения заданий, обучающийся получает отчет о своих
сильных и слабых местах. Далее предлагаются задачи для повышения уровня знаний.
В проекте «01Математика» существует функционал для анализа
качества учебных материалов. С использованием искусственного интеллекта данные
о выполнении задач подвергаются анализу, включая процент правильно выполненных
задач, среднюю скорость выполнения и статистику ошибочных ответов учащихся.
Результатом анализа является формирование методистом гипотезы относительно
задач, которые могут содержать ошибки или не являются оптимальными для
понимания учащимися. Этот вид аналитики особенно важен в начале открытия нового
курса.
ИИ может помочь учащимся с особыми потребностями получить
доступ к традиционному образованию, например, для учащихся с нарушениями зрения
с помощью чтения, а с нарушениями слуха – с помощью субтитров. В Рочестерском
технологическом университете (Нью-Йорк, США) внедрена система, создающая
субтитры в реальном времени.
В дошкольном образовании искусственный интеллект
используется для создания интерактивных игр, которые учат детей базовым
академическим навыкам.
В настоящее время искусственный интеллект используется
учителями и администраторами образования для анализа и интерпретации данных,
что позволяет им принимать более обоснованные решения. ИИ помогает
администраторам планировать курсы, управлять ежедневным, еженедельным,
ежемесячным или годовым расписанием.
При диагностике знаний ИИ может помогать преподавателям в
проверке различных работ, выполняемых обучающимися в образовательных
учреждениях. Наиболее известным применением в России является проверка единых государственных
экзаменов. Аналогичная технология повсеместно используется в Китае.
Анализируя все возможности применения искусственного
интеллекта в области образования, можно прийти к выводу, что данная технология
способна оптимизировать работу учебных заведений, сделать ее более эффективной.
Однако не стоит забывать и про отрицательные моменты, с которыми могут
столкнуться активные пользователи ИИ. Недостатками внедрения подобной
технологии являются:
1. Отсутствие человеческого взаимодействия. ИИ может обеспечить
персонализированный опыт обучения, но не может полностью заменить
преподавателей. Теряются социальные и эмоциональные аспекты традиционного
образования.
2. Проблемы предвзятости и справедливости. Алгоритмы ИИ
могут непреднамеренно проявлять предвзятость, если они не разработаны, не
обучены и не протестированы должным образом. Например, неверно подобранный
массив данных для обучения может привести к тому, что системы искусственного
интеллекта будут давать неточные или несправедливые оценки учащимся.
3. Зависимость от технологий. Зависимость от искусственного
интеллекта может привести к деградации естественных навыков, таких как
критическое мышление, решение проблем и креативность. Обучающиеся становятся
чрезмерно зависимыми от систем искусственного интеллекта в своем обучении
вместо того, чтобы развивать всесторонние способности.
4. Этические соображения. Использование ИИ в образовании
вызывает у крупной части населения различные этические вопросы и проблемы.
Например, должны ли системы искусственного интеллекта заменить учителей-людей?
Как следует объяснять и обосновывать решения, принимаемые ИИ, учащимся? Ответы
на данные вопросы требуют тщательного обдумывания и внимания.
Несмотря на все недостатки и опасения, технологии
искусственного интеллекта в образовательном процессе не стоят на месте,
продолжая постоянно развиваться и совершенствоваться[3].
Технологии применения ИИ позволяют снизить стоимость на
образовательные программы, что повышает к ним интерес людей, а также дает
возможность обучаться практически каждому желающему.
Проанализировав запросы общества в сфере образования, можно
выявить три основных направления, в которых ИИ продолжит своё стремительное
развитие в ближайшие годы:
1. Развитие интеллектуальных тьюторов. ИИ может
использоваться для создания интеллектуальных тьюторов, которые помогают
студентам в обучении различных предметов. Тьюторы на основе ИИ могут
анализировать ответы студентов, предлагать дополнительные материалы, задания и
объяснения и подстраиваться под индивидуальный темп обучения каждого ученика.
2. Развитие онлайн-образования. ИИ будет активно
применяться в онлайн-образовании, помогая автоматизировать процесс создания и
адаптации онлайн-курсов под различные потребности и уровни студентов. Алгоритмы
ИИ также могут помочь в проведении эффективной проверки знаний и оценивания
достижений студентов в онлайн-формате.
3. Повышение доступности образования. Использование ИИ
может помочь повысить доступность образования для всех, включая людей с
ограниченными возможностями, мигрантов и тех, кто находится в удаленных и
недоступных местах. ИИ может использоваться для разработки адаптивных
образовательных материалов и инструментов, которые могут быть приспособлены к
различным потребностям и способностям студентов.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что
искусственный интеллект в образовании играет важную роль в современном мире. Он
предлагает новые возможности и решения для улучшения качества образования и
обеспечения равных возможностей для всех учащихся. Использование ИИ в
образовании имеет потенциал для революции образовательной системы. Он способен
обеспечивать персонализированное обучение, улучшать качество образования и
создавать более эффективные методы обучения. Однако, внедрение ИИ должно быть
осуществлено с осторожностью и с учетом этических и конфиденциальных вопросов,
чтобы обеспечить безопасность и защиту данных учащихся.
Литература
1. Дидык Т.Г., Шаронова Ю.В. Применение технологии
вики-разметки для хранения документов/В сборнике: Образование. Инновации.
Качество. Сборник научных трудов, подготовленный по материалам V Международной
научно-методической конференции. Курск, 2023. – С. 11-15.
2. Шаронова Ю.В., Дидык Т.Г. Применение информационных
сервисов на предприятии/ В сборнике: Инновационные процессы в науке и технике
XXI века. Материалы XX Международной научно-практической конференции студентов,
аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов-практиков. В 3-х
томах. – Тюмень, 2023. – С.199-201.
3. Доненко О.Л., Доненко И.Л., БайбагышовЕ.М. Искусственный
интеллект в образовании как фактор, повышающий качество образования/В сборнике:
Наука и творчество: вклад молодежи. Сборник материалов IV всероссийской
молодежной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых
ученых. Махачкала, 2023. – С. 22-24.
|