Главное меню

Преимущества организации образовательного процесса с использованием cпециализированных виртуальных классов на онлайн-платформах для обучения PDF Печать E-mail
Автор: Меримерина А.М.,Посохова П.Д.   
19.03.2024 19:29

ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМАХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

 

Меримерина А.М., студентка 5 курса

Посохова П.Д., студентка 5 курса

МПГУ, г. Москва, Россия

 

         Аннотация. В связи с развитием технологий образовательный процесс может быть частично или полностью организован в виртуальной среде. Образовательные онлайн-платформы являются ресурсом, который может быть использован для этого. В данной статье рассмотрены преимущества переноса ряда учебных процессов в виртуальную среду при помощи онлайн-платформ для обучения.

         Ключевые слова: онлайн-платформа, образовательный процесс, информатизация, электронная образовательная среда, виртуальный класс.

 

         В условиях непрерывного развития современной системы образования всё чаще встречается понятие “виртуальный класс” [3]. Виртуальный класс — это среда цифрового обучения, предоставляющая возможность преподавателям и учащимся взаимодействовать в режиме реального времени с использованием компьютерных и дистанционных технологий. Как правило, виртуальный класс представляет собой многофункциональную онлайн-платформу, включающую в себя следующие функции [3]:

      публикация различных форматов документов (текстовый, видео, графический и т.д.) как со стороны учителя, так и со стороны ученика;

      осуществление контроля уровня усвоения материала посредством тестирования;

      оценивание по результатам выполненных работ;

      обратная связь от педагога и коммуникация в рамках курса;


         В контексте века компьютеризации и цифровизации образования, использование виртуального класса обеспечивает большое количество преимуществ. Одно из них – объединение различных элементов образовательного процесса в одном месте[1]. Как было отмечено ранее, специализированные онлайн-платформы предлагают функционал, позволяющий закрыть большинство потребностей преподавателя и ученика. Все дополнительные файлы, задания и контрольные комплексы собраны в единой базе данных, доступ к которой имеют все участники образовательного процесса в любое время. Таким образом, даже отсутствующие ученики получают доступ к изученному материалу и заданиям на отработку, что исключает необходимость выяснения данных подробностей у одноклассников. Ввиду наличия каналов обратной связи и коммуникации, преподавателю нет необходимости предоставлять свои личные контактные данные, что снижает вероятность связи с педагогом вне рабочего времени. В свою очередь, это упрощает взаимодействие педагога с учениками, так как внутри виртуального класса создаются отдельные курсы для каждой группы обучающихся. В курсе конкретной группы педагог может публиковать задания, объявления; устанавливать сроки сдачи; оценивать задания и давать индивидуальные комментарии и быть уверенным, что данная информация будет доступна всем учащимся[4].


         Следующей сильной стороной виртуального класса является простота использования[4]. Большинство современных онлайн-платформ, распространённых в среде образования, обладают интуитивным интерфейсом, освоение которого не занимает длительное время. В дополнение к наиболее популярным платформам прилагается видео или текстовая инструкция для начинающих пользователей[5].


Простота в использовании также обуславливается тем, что онлайн-платформы создаются, исходя из современных тенденций дизайна в сети Интернет. Такой подход оказывает положительное влияние на общее впечатлениеобучающихся о ходе образовательного процесса, так как является чем-то привычным и знакомым с раннего возраста. [3] Иными словами, использование виртуального класса соответствует ожиданиям учеников, выросших и живущих в эпоху Интернета.        


Виртуальный класс также является универсальным инструментом, который может быть использован на разных образовательных уровнях для преподавания ряда дисциплин[2]. Данный ресурс содержит в себе широкий комплекс функций, которые позволяют выполнять образовательные задачи: составлять тесты, создавать презентации, публиковать статьи, уведомлять об изменениях и так далее. Наполнение виртуального класса зависит от дисциплины, в которой он используется, и может быть адаптировано учителем или преподавателем исходя из задач и целей курса.


Тем не менее, преимуществом именно этого инструмента является его подвижность, универсальность, возможность применения к разным дисциплинам, на разных образовательных уровнях, с разной аудиторией и для разных целей[2]. Подобная пластичность позволяет использовать виртуальный класс в разных образовательных контекстах и приспосабливать технологию под конкретные образовательные, педагогические и методические задачи.


Последним, но не менее важным преимуществом использования виртуального класса как в гибридном формате, так и при полностью дистанционном обучении можно назвать повышение общего уровня компьютерной грамотности у всех участников образовательного процесса[5]. Для выполнения учебных задач ученики, включенные в виртуальный класс, используют разноплановые технологии, встречающиеся и в повседневной жизни, что позволяет расширить круг компетенций и навыков.


В качестве примеров можно привести онлайн-документы для парной и групповой работы в режиме реального времени, обмен комментариями на форуме, прохождение тестирования и работа с функционалом платформы (выбор верного варианта ответа, ввод свободного ответа, проведение вычислений и иные формы взаимодействия с заданиями). Учителя контролируют взаимодействие участников курса в виртуальной среде, размещают учебные и методические материалы, используют онлайн-документы и программы для организации синхронных занятий[3]. Все перечисленные выше процессы требуют и влияют на развитие компьютерной грамотности, которые могут применяться позже за пределами образовательного контекста при свободном использовании сети Интернет.


Организация учебного процесса в виртуальном классе также позволяет снизить бумажную нагрузку на всех участников образовательного процесса[2]. Так, используемые на занятии материалы эффективнее представить в электронном варианте, а тесты более оптимально выполнить и проверить электронно. Такой подход к организации учебного процесса снижает время ожидания результатов тестирования, проверки заданий и иных вариаций взаимодействия учеников и учителя, а также снимает с преподавателя необходимость фиксировать итоги рубежного контроля на бумажном носителе.


В настоящее время виртуальные классы используются в образовании в качестве основного или вспомогательного инструмента. Так, к платформам, позволяющим организовать подобный формат учебного процесса, можно отнести ЯКласс [5], GoogleClassroom [6], MicrosoftTeams [7] и др.


Виртуальный класс является полезным инструментом при организации как гибридного, так и дистанционного обучения. При его использовании функции учителя и ученика могут модифицироваться, участники учебного процесса сталкиваются с необходимостью брать на себя дополнительные задачи, вследствие чего приобретают новые навыки. Тем не менее, при использовании виртуальных классов учебный процесс становится более инклюзивным, открытым и комфортным, учитывая роль информационных технологий и систем в жизни современного общества.

 

Литература

1.  Ковалева М.И. Перспективы образовательных онлайн-платформ при обучении английскому языку в ВУЗе (на примере онлайн-платформы SKYES) // В сборнике: Обучение иностранным языкам - современные проблемы и решения.сборник материалов III Международной научно-практической конференции имени Е.Н.Солововой. 2022. С. 401-405.

2.  Сергиенко И.В. Развитие электронной образовательной среды в профессиональном образовании // В сборнике: ЭКОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. Международная научно-практическая конференция. 2019. С. 274-277.       

3.  Филатова Е.Д. Образовательные онлайн-платформы как следствие внедрения интерактивных технологий в обучение школьников в России // В сборнике: ЛУЧШАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ 2020. Сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 133-137.

4.  Ягодина И.Д. Процесс организации обучения с помощью онлайн-платформы “ЯКЛАСС” // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2020. № 3. С. 53.

5.  ЯКласс URL: https://www.yaklass.ru (дата обращения: 18.03.2024).

6.  GoogleClassroom URL: https://classroom.google.com/?pli=1 (дата обращения: 18.03.2024).

7.  MicrosoftTeams URL: https://teams.microsoft.com.mcas.ms/ (дата обращения: 18.03.2024).


 
Яндекс.Метрика