ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ
СИСТЕМЫ КАК
РЕСУРС
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Лазарев
А.И., библиотекарь I категории
Уральский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ,
г. Челябинск, Россия
Аннотация.
В
статье обозначена роль и преимущества электронно-библиотечных систем в
вузовской системе образования. Охарактеризованы цифровые инструменты и
функциональные возможности наиболее распространенных электронно-библиотечных
систем для организации процесса самообразования преподавателя вуза. Описан опыт
применения электронно-библиотечных систем в Финансовом университете при
Правительстве России.
Ключевые
слова: самообразование преподавателя,
электронно-библиотечные системы, цифровые библиотеки, электронные издания.
Процесс активного
развития информационно-коммуникационных технологий в образовательной
деятельности в последние десятилетия обусловил внедрение электронно-библиотечных
систем (ЭБС)в учебный процесс высших учебных заведений.
В обобщенном понимании,
под термином «электронно-библиотечная система» понимается научно-организованный
и структурированный комплекс электронных изданий учебного, научного и
дидактического назначения, сформированный в соответствии с нормами Федеральных
государственных образовательных стандартов высшего и
среднего профессионального образования по группам специальностей и направлений
подготовки.
Как отмечает ряд
авторов [1, 2, 3], повсеместное использование электронно-библиотечных систем
реализуется с 2010 г. Именно тогда состоялось заседание межведомственной
рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных
технологий в образовании и науке на базе Министерства образования и науки
России [2, с. 16], на котором было принято решение о внедрении
электронно-библиотечных систем (как подвида электронных библиотек) в деятельность
профессиональных образовательных организаций.
У старейшего учебного
заведения нашей страны в области подготовки экономических кадров – Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации, начиная с 2012 г. имеется
централизованная подписка на целый перечень электронных образовательных
ресурсов, таких как Юрайт, Znanium,
Лань, Book.ru, Университетская библиотека online, Гребенникon, Alpina Digital,
Statista, Cbonds, Arts&Sciences, Academic Focus / Academic Reference, как для университета, его
колледжей и лицея, так и для всех региональных филиалов вуза. Также
функционирует и активно используется электронная библиотека Финансового
университета собственной генерации.
Следует выделить
значение электронно-библиотечных систем в самообразовании научно-педагогических
работников. Вначале оговоримся, что по нашему мнению, ЭБС хорошо дополняют
традиционные книжные фонды библиотечно-информационного комплекса
Финуниверситета и библиотек региональных филиалов. Безусловным их преимуществом
является тематическая полнота литературных массивов. Ведь, нередко практически
все вузы в наше время сталкиваются с проблемой финансирования комплектования
библиотечного фонда. Высокая стоимость печатной полиграфической продукции,
усложненная процедура государственных закупок (прежде всего, для работников
библиотек), а также невысокий объем выделяемых финансовый средств для
приобретения учебной и научной литературы не способствуют удовлетворению
информационных потребностей читателей библиотек из числа
профессорско-преподавательского состава. Тем не менее, мы не стали бы
противопоставлять возможности фонда печатных изданий и электронных библиотек. Цифровые
информационно-библиотечные ресурсы – это дополнение, но никак не альтернатива
традиционным книжным и периодическим изданиями.
Однако, на сегодняшний
момент, электронно-библиотечные системы явились для многих преподавателей не
только площадкой для использования цифровых инструментов и возможностей ЭБС в
осуществлении образовательной деятельности со студенческой аудиторией, но и
устойчивым ресурсом для самообразования.
Исходя из нашей
профессиональной практики, выделим наиболее актуальные элементы для
самообразования педагога высшей школы. Структура современной
электронно-библиотечной системы это не только возможность полноэкранного чтения
актуальных научных и методических изданий в режиме 24/7, но и также
использование комплекса визуальных и аудиальных средств передачи информации.
Так, в ЭБС «Юрайт» и «Лань» некоторые учебники содержат ссылки на видеоуроки и
аудиолекции в соответствии с изучаемой темой, что обеспечивает наглядность и
способствует пониманию и усвоению учебного материала.
Литературный массив
формируется почти во всех ЭБС по общей и расширенной системе поиска,
тематическим рубрикам (например, в Znanium по разделам – «Новинки», «Статьи», «Авторы»,
«Издательства»; вBook.ru – «Базовая коллекция»,
«Тематическая коллекция», «Аудиокниги», «Школьные учебники»), а также по
общепринятым классификационным системам, таким как государственный рубрикатор
научно-технической информации (ГРНТИ), общероссийский классификатор
специальностей по образованию (ОКСО),
универсальная десятичная классификация (УДК),
библиотечно-библиографическая классификация (ББК), что обеспечивает удобство
поиска необходимых для профессиональной деятельности изданий.
Одна из частых проблем
преподавателей – проверка уникальности собственных научных трудов (статей,
учебных пособий, монографий и др.) на основе бесплатного доступа. Данный вопрос
может решить специальный сервис «Аналитика текстов» ЭБС «Znanium». Данный модуль
осуществляет интеллектуальный поиск и анализ научных публикаций. Проверить
уникальность текста можно с помощью подраздела «Поиск заимствований», а
проанализировать свой текст на наличие общенаучной и ненаучной лексики, описания
задач, методов и выводов исследования, количество речевых дефектов, нарушений
падежного согласования, синтаксической связности, согласования однородных
существительных и управляющего слова, содержания плеоназмов возможно благодаря
подразделу «Анализ научных текстов».
Еще одним немаловажным
элементом самообразования преподавателя вуза средствами электронно-библиотечных
систем является организация дистанционного обучения по актуальным вопросам
образования, науки и информационно-аналитической деятельности. В частности, ЭБС
«Юрайт» проводит бесплатное обучение педагогов по использованию собственных электронных
ресурсов по базовому и продвинутому уровням подготовки в форматах видеолекций и
практических заданий на платформе. Ежегодно силами ЭБС «Юрайт» проводятся
всероссийские научно-практические онлайн-конференции, в рамках которых любой
желающий подписчик ЭБС может освоить программу повышения квалификации с выдачей
удостоверения. По итогам конференций издаются сборники материалов. Активно
проводят вебинары и реализуют курсы повышения квалификации также Znanium, Лань, Book.ru (издательская группа «КНОРУС»), Университетская
библиотека online
(Директ-Академия).
Таким образом, ресурсная
база электронно-библиотечных систем в полной мере может способствовать
процессам самообразования и профессионального саморазвития личности
преподавателя высшей школы на основе подписки высших учебных заведений. Все эти
возможности следует рационально использовать как неотъемлемый элемент для совершенствования
информационно-профессиональной компетентности. От того, насколько подготовлен и
интеллектуально развит педагог нашего времени зависит качество вузовской
подготовки студентов – будущих специалистов и ученых.
Литература
1. Воропаев,
А. Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России: отраслевой
доклад / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. – Москва: Федеральное агентство по
печати и массовым коммуникациям РФ, 2010. – 60 с. – Режим доступа: https://ifap.ru/library/book483.pdf
(дата обращения: 15.03.2024).
2. Использование
потенциала электронных библиотек и электронных библиотечных систем в
деятельности профессиональных образовательных организаций при внедрении
технологий онлайн-образования: методические рекомендации для преподавателей / Под
редакцией Н.Ю. Корнеевой, Е.А. Гнатышиной, Д.Н. Корнеева, Н. В. Увариной, Р.Х.
Гафиятова. – Челябинск: БиблиотекаА. Миллера, 2022. – 79 с.
3. Каллиников,
П. Е. Электронные библиотечные системы и революция медиа / П. Е. Каллиников //
Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 107–110.
|