Главное меню

Некоторые аспекты контроля цифрового развития региона PDF Печать E-mail
Автор: Салита С.В.,Черныш Т.А.   
15.03.2024 15:21

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ

ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 

СалитаС.В., д.э.н., доцент, зав. кафедрой финансов и кредита

ФГБОУ ВО «ЛГУ им. В. Даля», Луганская Народная Республика, Россия

ЧернышТ.А., старший преподаватель кафедры финансов и кредита

ФГБОУ ВО «ЛГУ им. В. Даля», Луганская Народная Республика, Россия

 

Аннотация. В работе рассматриваются некоторые аспекты контроля цифрового развития региона. Акцентируется внимание на том, что социально-экономическая политика государственных органов власти должна быть направлена на ускорение процесса формирования цифровой экономики в регионе. Установлено, что качество государственного управления непрерывно связано с эффективным государственным мониторингом и контролем всех процессов цифрового развития региона.

Ключевые слова: регион, региональная экономическая политика, региональное развитие, цифровизация, цифровая экономика, контроль цифрового развития региона.

 

Цифровизация изменяет траекторию социально-экономического развития регионов, обеспечивает переход на новый технологический уклад. Определяющей ее целью является развитие страны, создание в регионах комфортных условий для жизнедеятельности социума.


Цифровизация представляет собой процесс перехода к цифровому региону путем использования цифровых технологий для повышения качества жизни населения, конкурентоспособности экономики России, сохранения национальной безопасности и суверенитета страны [4].


Существенные метаморфозы в цифровой среде воздействуют на политическую, экономическую и социальную сферы, задавая особую приоритетность теоретического изучения и практического внедрения концепции устойчивого развития страны и ее регионов на основе всесторонней цифровизации всех аспектов жизни общества[2, с. 42]. В результате цифровизации возникла потребность в преобразовании государственных институтов, где область государственного контроля не стала исключением.


В современных условиях государственное управление всесторонне трансформируется в соответствии с этапами цифровизации. Специалисты организации «Organization for Economic Cooperation and Development» выделяют следующие этапы исследуемого процесса, а именно:

1. Внедрение современных информационных технологий для повышения результативности и эффективности управления в публичном секторе путем цифровизации ключевых процессов.

2. Развитие электронного правительства посредством предоставления государственных услуг в электронной форме для определенных групп населения.

3. Формирование цифрового правительства, направленного на обеспечение высокого уровня открытости, прозрачности и эффективности государственного управления на основе комплексного применения современных инструментов, а именно: интернет вещей, прогнозная аналитика, искусственный интеллект и другие [7].


Цифровизация представляет собой комплексный и многовекторный процесс, который, кроме значительного положительного воздействия, несет в себе ряд рисков и неоднозначных последствий. Поэтому развитие цифровизации и трансформация в цифровую экономику невозможно осуществить без контроля и регулирования со стороны государства.


Цифровой государственный контроль представляет собой инструменты, обеспечивающие с использованием информационных технологий дистанционный сбор данных о параметрах деятельности подконтрольных лиц, функционировании производственных объектов или автоматический анализ собранных данных, их проверку на соответствие обязательным требованиям, выявление нарушений или информации, свидетельствующей о возможных нарушениях [3, с. 96].


Основными задачами государственного управления цифровым развитием региона является всесторонняя цифровизация всех сфер жизнедеятельности, содействие развитию информационного общества и ускорению экономического роста путем применения цифровых технологий, обеспечение всех слоев населения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), а также формирование цифровых навыков, обеспечение цифровой безопасности и защиты прав и свобод граждан[5].Следовательно, разработка нормативных правовых актов, являющихся в настоящее время основой для организации всей системы государственного контроля, свидетельствует об особом внимании к этой теме на самом высоком уровне [6].


Стремительная цифровизация требует своевременного внесения изменений в законодательство. Так, согласно данным АНО «Цифровая экономика» за 2023 г. достигнута критическая масса нормативных правовых актов в сфере цифровизации, требующая кодификации и устранения коллизий, а также выработки единого подхода к развитию цифровизации. В дайджесте «Основные события по регулированию цифровизации отраслей в 2023 году» отражены основные изменения в отношении регулирования цифровизации отраслей. За 2023 год было внесено 115 изменений в законодательстве в отношении регулирования цифровизации отраслей. Эксперты отмечают, что 2023 г.проводились дальнейшие действия по совершенствованию законодательства в области цифровизации, а именно: углубление регулирования цифровых процессов в ранее задействованных сферах, расширился охват отраслей, подвергшихся цифровизации. Также была введена или ужесточена административная ответственность за нарушение правил, уточнены требования к обороту данных и размещению информации[1]. Поэтому, в настоящее время, возникает необходимость в определении способов отслеживания и управления цифровым развитием региона, так как при цифровизации экономики особенно важно проводить систематический мониторинг перспектив развития и потенциальных угроз для экономических агентов. Следовательно, в процессе развития цифровой экономики возникают не только финансовые и технические трудности, но и методологические проблемы, связанные с отсутствием чёткого понимания её научного фундамента. Решение этих проблем необходимо начинать с разработки соответствующих методик контроля цифрового развития региона.


Активная цифровизация различных сфер жизни человека привела к тому, что необходимо внедрять более прогрессивные подходы в государственном управлении соответствующие общим тенденциям развития информационного общества. Так, в современных условиях необходимо разработать модель контроля цифрового развития региона, которая будет включать объекты контроля, организационно-методическое обеспечение и методические приемы обобщения и реализации результатов контроля.


Таким образом, социально-экономическое развитие региона непрерывно связано с успешным внедрением цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности. Поэтому для обеспечения роста основных показателей социально-экономического состояния любого региона страны необходимо, кроме внедрения передовых разработок в сфере цифровых технологий, проводить непрерывный и эффективный мониторинг цифрового развития.

 

Литература

1.             «Основные события по регулированию цифровизации отраслей в 2023 году» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://files.data-economy.ru/Docs/Digest_2023_All.pdf

2.          Горлов К. Н., Цифровизация как основа устойчивого развития региона: социально-политический и экономический аспекты / К. Н. Горлов, М. В. Ильичева / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2018. – №. 4. – С. 42-50.

3.         Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. 2018 г. / Кол. авт. С.М. Плаксин, И.А. Абузярова, А.В. Кнутов и др. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», - 2019. - 148 с.

4.    Лапидус, Л.В. Минимальная цифровая корзина российских регионов для трансформации промышленности / Л.В. Лапидус, Л.С. Леонтьева, А.О. Гостилович // Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – №77. – С.212-228.

5.       Писарева, И. Е. Цифровые технологии в государственном управлении / И. Е. Писарева, Н. А. Гузь, Т. Н. Бугаева // Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики : материалы III Международной научно-практической конференции, Симферополь, 26 мая 2023 года. – Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 616-618.

6.    Спиридонов А. А. Особенности модели контрольно-надзорной деятельности в рамках развития механизмов государственного управления в России: конституционно-правовой взгляд / А.А. Спиридонов / LexRussica. – 2023. – Т. 76. – №. 1 (194). – С. 63-75.

7.           Embracing Innovation in Government. Global Trends 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oecd.org/gov/innovative-government/embracing-innovation-in-government-2018.pdf

 

 


 
Яндекс.Метрика