Некоторые аспекты контроля цифрового развития региона |
Автор: Салита С.В.,Черныш Т.А. |
15.03.2024 15:21 |
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА СалитаС.В., д.э.н., доцент, зав.
кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВО «ЛГУ им. В. Даля», Луганская Народная Республика, Россия ЧернышТ.А., старший преподаватель
кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «ЛГУ им. В. Даля», Луганская Народная Республика, Россия Аннотация. В работе рассматриваются
некоторые аспекты контроля цифрового развития региона. Акцентируется внимание
на том, что социально-экономическая политика государственных органов власти
должна быть направлена на ускорение процесса формирования цифровой экономики в
регионе. Установлено, что качество государственного управления непрерывно
связано с эффективным государственным мониторингом и контролем всех процессов
цифрового развития региона. Ключевые слова: регион,
региональная экономическая политика, региональное развитие, цифровизация,
цифровая экономика, контроль цифрового развития региона. Цифровизация изменяет траекторию социально-экономического развития регионов, обеспечивает переход на новый технологический уклад. Определяющей ее целью является развитие страны, создание в регионах комфортных условий для жизнедеятельности социума. Цифровизация представляет собой процесс перехода к цифровому региону путем использования цифровых технологий для повышения качества жизни населения, конкурентоспособности экономики России, сохранения национальной безопасности и суверенитета страны [4]. Существенные метаморфозы в цифровой среде воздействуют на политическую, экономическую и социальную сферы, задавая особую приоритетность теоретического изучения и практического внедрения концепции устойчивого развития страны и ее регионов на основе всесторонней цифровизации всех аспектов жизни общества[2, с. 42]. В результате цифровизации возникла потребность в преобразовании государственных институтов, где область государственного контроля не стала исключением. В современных условиях государственное управление
всесторонне трансформируется в соответствии с этапами цифровизации. Специалисты
организации «Organization for Economic Cooperation and Development» выделяют следующие
этапы исследуемого процесса, а именно: 1. Внедрение современных информационных
технологий для повышения результативности и эффективности управления в
публичном секторе путем цифровизации ключевых процессов. 2. Развитие электронного правительства
посредством предоставления государственных услуг в электронной форме для
определенных групп населения. 3. Формирование цифрового правительства, направленного на обеспечение высокого уровня открытости, прозрачности и эффективности государственного управления на основе комплексного применения современных инструментов, а именно: интернет вещей, прогнозная аналитика, искусственный интеллект и другие [7]. Цифровизация представляет собой комплексный и многовекторный процесс, который, кроме значительного положительного воздействия, несет в себе ряд рисков и неоднозначных последствий. Поэтому развитие цифровизации и трансформация в цифровую экономику невозможно осуществить без контроля и регулирования со стороны государства. Цифровой государственный контроль представляет собой инструменты, обеспечивающие с использованием информационных технологий дистанционный сбор данных о параметрах деятельности подконтрольных лиц, функционировании производственных объектов или автоматический анализ собранных данных, их проверку на соответствие обязательным требованиям, выявление нарушений или информации, свидетельствующей о возможных нарушениях [3, с. 96]. Основными задачами государственного управления цифровым развитием региона является всесторонняя цифровизация всех сфер жизнедеятельности, содействие развитию информационного общества и ускорению экономического роста путем применения цифровых технологий, обеспечение всех слоев населения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), а также формирование цифровых навыков, обеспечение цифровой безопасности и защиты прав и свобод граждан[5].Следовательно, разработка нормативных правовых актов, являющихся в настоящее время основой для организации всей системы государственного контроля, свидетельствует об особом внимании к этой теме на самом высоком уровне [6]. Стремительная цифровизация требует своевременного внесения изменений в законодательство. Так, согласно данным АНО «Цифровая экономика» за 2023 г. достигнута критическая масса нормативных правовых актов в сфере цифровизации, требующая кодификации и устранения коллизий, а также выработки единого подхода к развитию цифровизации. В дайджесте «Основные события по регулированию цифровизации отраслей в 2023 году» отражены основные изменения в отношении регулирования цифровизации отраслей. За 2023 год было внесено 115 изменений в законодательстве в отношении регулирования цифровизации отраслей. Эксперты отмечают, что 2023 г.проводились дальнейшие действия по совершенствованию законодательства в области цифровизации, а именно: углубление регулирования цифровых процессов в ранее задействованных сферах, расширился охват отраслей, подвергшихся цифровизации. Также была введена или ужесточена административная ответственность за нарушение правил, уточнены требования к обороту данных и размещению информации[1]. Поэтому, в настоящее время, возникает необходимость в определении способов отслеживания и управления цифровым развитием региона, так как при цифровизации экономики особенно важно проводить систематический мониторинг перспектив развития и потенциальных угроз для экономических агентов. Следовательно, в процессе развития цифровой экономики возникают не только финансовые и технические трудности, но и методологические проблемы, связанные с отсутствием чёткого понимания её научного фундамента. Решение этих проблем необходимо начинать с разработки соответствующих методик контроля цифрового развития региона. Активная цифровизация различных сфер жизни человека привела к тому, что необходимо внедрять более прогрессивные подходы в государственном управлении соответствующие общим тенденциям развития информационного общества. Так, в современных условиях необходимо разработать модель контроля цифрового развития региона, которая будет включать объекты контроля, организационно-методическое обеспечение и методические приемы обобщения и реализации результатов контроля. Таким образом, социально-экономическое
развитие региона непрерывно связано с успешным внедрением цифровых технологий
во все сферы человеческой деятельности. Поэтому для обеспечения роста основных
показателей социально-экономического состояния любого региона страны
необходимо, кроме внедрения передовых разработок в сфере цифровых технологий,
проводить непрерывный и эффективный мониторинг цифрового развития. Литература 1. «Основные
события по регулированию цифровизации отраслей в 2023 году» [Электронный
ресурс] – Режим доступа: https://files.data-economy.ru/Docs/Digest_2023_All.pdf 2. Горлов К. Н., Цифровизация как
основа устойчивого развития региона: социально-политический и экономический
аспекты / К. Н. Горлов, М. В. Ильичева / Известия Тульского государственного
университета. Гуманитарные науки. – 2018. – №. 4. – С. 42-50. 3. Контрольно-надзорная и
разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад. 2018
г. / Кол. авт. С.М. Плаксин, И.А. Абузярова, А.В. Кнутов и др. М.: Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», - 2019. - 148 с. 4. Лапидус,
Л.В. Минимальная цифровая корзина российских регионов для трансформации
промышленности / Л.В. Лапидус, Л.С. Леонтьева, А.О. Гостилович //
Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – №77. – С.212-228. 5. Писарева, И. Е. Цифровые
технологии в государственном управлении / И. Е. Писарева, Н. А. Гузь, Т. Н.
Бугаева // Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного
управления в условиях цифровой экономики : материалы III Международной
научно-практической конференции, Симферополь, 26 мая 2023 года. – Симферополь:
ООО «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 616-618. 6. Спиридонов А. А. Особенности модели контрольно-надзорной
деятельности в рамках развития механизмов государственного управления в России:
конституционно-правовой взгляд / А.А. Спиридонов / LexRussica. – 2023. – Т. 76.
– №. 1 (194). – С. 63-75. 7. Embracing
Innovation in Government. Global Trends 2018. [Электронный ресурс]
- Режим доступа:
https://www.oecd.org/gov/innovative-government/embracing-innovation-in-government-2018.pdf |