ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК
ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ГРАМОТНОГО ЗРИТЕЛЯВ ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ МУЗЕЮ
Никандрова А.В., аспирант 1 курса,
ФГБОУ
ВО «Новгородский государственный
университет
имени ЯрославаМудрого»,
г. Великий
Новгород, Россия
Никандрова Ю.В., учитель
начальных классов,
Муниципальное
автономное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Великий Новгород, Россия
Аннотация. В
статье рассматриваются ключевые аспекты информационно-образовательной среды как
основы для применения на учебных занятиях современных, цифровых,
образовательных технологий. Описаны основные положения интерактивной экскурсии
на занятиях в рамках внеурочной деятельности в области изобразительного
искусства в начальной школе. Раскрыто понятие грамотный зритель по отношению к
обучающемуся младшего школьного возраста.
Ключевые слова:
грамотный зритель, художественный музей, информационно-образовательная среда,
интерактивная экскурсия.
Традиционно в отечественном образовании «Изобразительное искусство» как
предмет относится к базовым предметам начальной школы. Б.М. Неменский в
своей работе «Педагогика искусства» рассуждая о доминантности задач при
изучении изобразительного искусства,одной из приоритетных задач называет – воспитание
грамотного зрителя [8, с. 81-86]. В данном контексте он отмечает – «Смотреть искусство – это труд, труд души
каждого человека. И от этих усилий жизнь своя и окружающих становится ярче,
интереснее» [4, с. 124].
Вслед за Е.О. Орловой под грамотным зрителем мы будем понимать
того, кто открыт к диалогу с художником и умеет читать художественный текст,
владеет языком живописи, знает законы построения (написания) картины для того,
чтобы понять идею-образ автора [9, с. 36-39].
Отметим, что и общественный заказ, выраженный в Федеральном
государственном образовательном стандарте НОО подтверждает нацеленность на
развитие способности обучающихся к диалогу с автором-художником [11,
с. 8]. Основываясь на данном положении, содержательный раздел «Примерной
основной образовательной программы НОО» по изобразительному искусству
начинается с раскрытия темы «Восприятие произведений искусства», в которой
предлагается рассмотреть отношения художника и зрителя, в том числе и через
изучение коллекций как ведущих художественных музеев России, так и региональных
музеев [10, с. 169].
Заметим, что обращение к коллекциям художественных музеев в
образовательном процессе может сопровождаться рядом сложностей, например, не
все обучающиеся могут посмотреть конкретное собрание картин при реальном
непосредственном посещении музея, т.е. «в
живую». С целью повышения эффективности проведения учебных занятия,
педагогу необходимо освоить многообразие существующих цифровых методов обучения.
В этой связи, Е.Г. Лукьянова говорит, что основой современной
системы образования выступает «информационно-образовательная среда
(совокупность условий, обеспечивающих обучение), а выходящее на первый план –
интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой
современного образовательного процесса в начальной школе» [7, с. 66].
В подтверждение данного положения, ФГОС НОО 2022 г. призван обеспечить «развитие
представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития
страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения
и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования
информационно-коммуникационными технологиями, а также предоставить доступ к
информационным ресурсам информационно-образовательной среды организации, в том
числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» [11,
с. 1, 12].
В дополнение к вышесказанному, Г.С. Котов в работе «Современные
образовательные технологии в эпоху цифровизации» выделяет три ключевые
технологии: технология смешанного обучения (система, основанная на единстве
традиционных методов обучения и цифровых технологий, включающая офлайн и
онлайн форматы обучения);технология реверсивного обучения (система, позволяющая
увеличить количество занятий, проводимых в дистанционном формате, а также
обеспечивающая продуктивность развития компетенций обучающихся);геймификация
(система применения механизмов компьютерных игр в неигровом контексте, способствующих
достижению образовательных целей) [5, с. 228-229].
В свою очередь, Е.И. Виштынецкий, обращает внимание, что
использование современных информационно-коммуникационных технологий должно
обеспечить реализацию следующих задач:«поддержка и развитие системности
мышления обучающегося; поддержка всех видов познавательной деятельности
обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
принцип индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности» [3,
с. 32-37].
Кроме того, авторский коллектив И.Г. Алмазова,
Е.В. Долгошеева, С.Н. Числова дополняет, что «использование
информационно-коммуникационных технологий на уроках в современной начальной
школе позволяет «развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных
потоках окружающего мира, овладевать практическими способностями работы с
информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств, перейти от объяснительно- иллюстрированного
способа обучения к системно-деятельностному, при котором ребёнок становится
активным субъектом учебной деятельности» [1, с. 29-30].
И.В. Курышева, выделяет ключевые сферы общения
современного младшего школьника: «ученик – учитель», «ученик – ученик» «ученик
– компьютер», «ученик – компьютер – ученик», «ученик – компьютер – учитель»,
которые, по мнению автора, наиболее полно отражают особенности коммуникативного
взаимодействия обучающегося в современной начальной школы. При этом в учебной деятельности,
по мнению автора, должны использоваться наряду с традиционными методами и
технологиями обучения – современные, которые будут способствовать
самореализации личности учащихся, что представляется возможным при следующих
условиях: наличие парной и групповой работы; взаимодействие учащихся между
собой, с учителем, с учебной информацией и с компьютером [6, с. 161].
В этой связи, одним из направлений в развитии младшего школьника как
грамотного зрителя может стать интерактивная экскурсия по художественному музею,
которая, по мнению Аляевой и Яковлевой, позволяет создать эффект присутствия в
исторически значимом месте, виртуализировать образовательный процесс, поместив
обучающихся в специально-организованную среду, активизировав их познавательную
активность [2, с. 62].
Отметим, что искусство по своей сути сопрягается с условиями
интерактивной экскурсии, т.к. картины создаются художником в расчёте на
зрительскую реакцию, т.е. предполагается личностное осмысление. Значит, с одной
стороны, восприятие произведений искусства, предусматривает взаимодействие
художника и зрителя, с другой стороны, обращение к коллекциям художественного музея
может сопровождаться рядом сложностей, например, обучающийся не всегда готов
выступать в качестве зрителя.
В этой связи, было проведено диагностическое
исследование, которое показало, что младшие школьники различают некоторые жанры
изобразительного искусства. При этом, восприятие произведений изобразительного
искусства вызывает у них затруднение, большинство из обучающихся не смогли
описать картину в совокупности всех средств художественной выразительности, осмыслить
их в контексте идеи-замысла автора, а также высказать предположение об
отношении художника к картине, значит, они не могут в достаточной степени
проявлять себя в качестве грамотных зрителей, что подтверждает актуальность
разработки специального проекта, ориентированного на восполнение недостающего
качества.
В соответствии с этим положением мы разработали цикл
занятий во внеурочной деятельности «Где живут картины?», где предполагается такаяпоследовательность
рассмотрения этапов проекта:«Мы – ценители искусства» (знакомство с художественным
музеем, предметами, которые составляют его коллекцию, формами посещения музея);
«Прогулки по музею» (интерактивное посещение Новгородского музея
изобразительных искусств и Эрмитажа, знакомство с жанрами ИЗО, выразительными
средствами и художественными приёмами);«Стань автором интерактивной экскурсии»
(происходит знакомство с особенностями создания интерактивной экскурсии с
использованием программы PowerPoint в
форме группового практического создания интерактивной экскурсии по
Новгородскому музею изобразительных искусств).
Педагог знакомит школьников с основными
этапами создания интерактивной экскурсии в программе PowerPoint: выбор
фона, шрифт, аудио- и видеосопровождение, анимация, гиперссылки, переходы и др.
Далее педагог предлагает учащимся разделиться на несколько групп и перейти
к практическому построению экскурсионной
программы на основе выбранных ранее (в ходе очного посещения музея) произведений
искусства.
Данный цикл занятий способствует обогащению и
расширению знаний обучающихся о характеристиках картин на основе выразительных
средств изобразительного искусства, позволяют вступить в диалог с автором,
раскрыть его замысел, организовать взаимодействие потенциальных зрителей с
произведениями искусства на основе сформулированных вопросов.
Литература
1.
Алмазова И.Г.,
Долгошеева Е.В., Числова С.Н. Современные технологии начального
образования: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им.
И.А. Бунина, 2019. – 86 с.
2.
Аляева М.Ю.,
Яковлева Е.Н. Инновационные методы обучения: интерактивная экскурсия с
элементами ролевой игры// Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVмеждунар.
Науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2016. – № 6 (28), с. 62-66.
3.
Виштынецкий Е.И.
Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения //
Информационные технологии. – 1998. – № 2. – С. 53-59.
4. Горяева Н.А.,
Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Искусство
вокруг нас. 3 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / под ред.
Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2021. – 128 с.
5.
Котов, Г.С. Современные образовательные
технологии в эпоху цифровизации // Проблемы современного педагогического
образования. – 2022. – № 75-3, с. 227-230.
6. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов
обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009, №
112. – с. 160-164.
7.
Лукьянова Е.Г. Использование современных образовательных
технологий в начальной школе // Обучение и воспитание: методики и практика. –
2015, № 19. – С. 65-70.
8.
Неменский Б.М. Педагогика
искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.
9.
Орлова Е.О.
Грамотный зритель: учитель и ученик // Вестник Новгородского государственного
университета. – 2017. – №1 (99), с. 36-39.
10.
Примерная основная образовательная
программа начального общего образования, 2015. – 339 с.
11. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования с
изменениями от 31 мая 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата
обращения: 26.09.2023).
|