Главное меню

Усиление значимости человеческого капитала в процессе цифровизации экономических процессов PDF Печать E-mail
Автор: Синиченко О.А.   
08.03.2024 19:24

УСИЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

Синиченко О.А., к.э.н., доцент,

ЧОУ ВО ТИУиЭ, г.Таганрог, Россия

 

         Аннотация. В данной статье автором анализируются многоаспектные связи между увеличением роли человеческого капитала и процессом цифровизации экономики. Цифровизация в настоящее время проходит активную стадию внедрения и адаптации через коммуникативно-информационные технологии. Цифровизация экономики оказывает существенное влияние на социальные и финансовые аспекты жизнедеятельности, в частности на уровень развития человеческого капитала, который также накапливается и модифицируется под воздействием современных инновационных тенденций общества.

Ключевые слова: цифровизация, человеческий капитал, трансформация экономики, информационные технологии, инновации, навыки и компетенции, человеческое развитие.

 

Человеческий капитал, как отдельная понятийная категория имеет ряд особенностей, которые формируются у него под влиянием различных факторов, таких, например, как цифровизация или внедрение инновационных технологий в экономике.  Содержание понятия «человеческий капитал» довольно объемное и охватывает целый ряд содержательных элементов, включающих совокупность накопленных знаний, сформированных умений и профессиональных компетенций, которые будут применяться в процессе удовлетворения личностью  и обществом своих потребностей. Стоит отметить, что ключевой особенностью человеческого капитала является его уникальность, прежде всего по причине индивидуальных качеств личности, формируемых с детского возраста и вложенных инвестиций в него. Под инвестициями в человеческий капитал понимается набор факторов оказывающих на личность индивида сильное компетентностное влияние: воспитание с рождения, образование, здравоохранение,  и другие.


Активный процесс накопления человеческого капитала начинается при получении образования. В процессе обучения в учебных заведениях индивид накапливает большой массив навыков и умений, которые будут в дальнейшем реализованы при трудоустройстве [3]. Трудоустройство выпускников является по сути первой реализацией и проверкой их уровня человеческого капитала, его достаточности. В связи с этим особенно важно прививать цифровые компетенции уже в образовательном процессе. На данном этапе очень важно получать от студентов и выпускников обратную связь о достаточности и качестве полученного образования. Для этих целей используют многочисленные онлайн мониторинги с применением цифровых технологий обработки данных [4].


В процессе увеличения числа цифровых процессов в экономике и обществе, также накапливается человеческий капитал, меняется его воспроизводство и направления использования. Процесс и скорость накопления будет происходить неравномерно, что приводит к различию уровней человеческого капитала у разных индивидов.


Человеческий капитал многосторонен, его развитие напрямую зависит от личностных качеств индивида. В связи с чем, возникают логичные сложности с формированием методик его оценки. Большое количество плавающих показателей человеческого капитала не представляют возможным сформулировать абсолютные показатели оценки, которые можно было бы быстро и объективно оценить. На сегодняшний день имеющиеся методики можно охарактеризовать как весьма субъективные, используемые относительные и косвенные коэффициенты оценки.  Наиболее известными методиками оценки уровня человеческого капитала являются:


1) Методика ИЧР (индекс человеческого развития), который совокупно анализирует множество показателей касающихся различных аспектов жизни и образования. Индекс рассчитывается по принципу территориального охвата – по странам, где Россия находится по итогам 2023 года на 52 месте [1];


2) Методика ИЧК (индекс человеческого капитала), показатель формируется также на ежегодной основе Всемирным банком. В основе оценки лежит интегральный анализ трудового, экономического и профессионального потенциала человека, где Россия находится по итогам 2023 года на 41 месте [2].


Как видно из приведенных данных, по расчетам международных компаний человеческий капитал в России сейчас только развивается, но при этом обладает хорошим потенциалом роста.


Совершенно по другому пути развивается процесс цифровизации экономики. Ежегодно увеличиваются затраты на развитие цифровой экономики. Например в 2017 году составляли 3324 трлн.рубей, а в 2022 уже 5152 трлн.рублей. С ростом выделенных финансов на цифровую трансформацию увеличиваются число и объемы внедряемых информационных технологий [5].


В процессе цифровизации экономики происходит усиление роста и трансформация человеческого капитала через повышение его конкурентоспособности, инновационного потенциала, а также финансовой стабильности.


Связь цифровизации экономики и усиления человеческого потенциала выражается в следующем:

1) цифровые изменения, инновационные технологии вынуждают индивидов адаптироваться и соотвественно обучаться/ переобучаться. Например в России растет число людей которые активно пользуются интернетом для различных целей (порядка 94% в 2022 году);

2) уровень владения цифровыми навыками в целом по стране также увеличился. Например, такой навык как «Отправка электронной почты с прикрепленными файлами» по данным 2022 года увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом [5];

3) при формировании человеческого капитала на современном этапе становятся важными такие качества личности как интеллект и творческий потенциал, умение мыслить нестандартно и быстро. Все это связано как раз с быстрыми технологическим изменениями трансформационных процессов цифровизации экономики;

4) несмотря на то, что процесс цифровизации экономики связан с оптимизацией и автоматизацией рабочих процессов, управление и  принятие важных решений все равно происходит индивидом, что подчеркивает значимость человеческого капитала;

5)  качественный цифровой продукт является результатом профессиональной работы индивида, что было бы невозможно обеспечить без высококвалифицированного работника, обладающего эффективным человеческим капиталом.

Литература


1.                Петренко Т. В., Зимовец А. В., Маринова И. В., Лященко Т. В. Междисциплинарный подход к характеристике кризиса труда // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 4 (61). – С. 105—108.

2.                Положихина М. А. Влияние цифровизации на формирование и использование человеческого капитала // Социальные новации и социальные науки. – 2021. – №1 (3). – C. 8-34.

3.                СиниченкоО. А. Особенности проведения онлайн мониторинга в образовании / О. А. Синиченко // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 1(24). – С. 16.

4.                Синиченко О. А. Совершенствование механизма управления трудоустройством выпускников вуза: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Синиченко Олеся Андреевна. – Ростов-на-Дону, 2015. – 22 с.

5.                Цифровая экономика: 2024: краткий статистический сборник / В.Л. Абашкин, Г.И.Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 124 с.


 
Яндекс.Метрика