К вопросу об использовании цифровых технологий в муниципальном управлении |
Автор: Салиев С.А., Стовба Е.В. |
23.03.2023 10:53 |
К ВОПРОСУ ОБ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Салиев
С.А., студент Стовба Е.В.,
д-р экон. наук, профессор г. Бирск, Бирский филиал УУНиТ Современное развитие Российского государства и общества характеризуется активным внедрением в экономическую, социальную жизнь и государственное управление цифровых технологий. Цифровизация сегодня рассматривается как ключевой фактор производства во всех сферах социально-экономической деятельности, способствующий повышению конкурентоспособности страны, качественному преобразованию жизни граждан, обеспечивающий экономический рост и национальный суверенитет [1, 6, 12].
В контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» разработан отдельный федеральный проект «Цифровые технологии», которая непосредственно направлен на повышение эффективности государственного и муниципального управления. С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, особую значимость приобретают вопросы цифровизации процессов муниципального управления. Реализация данной программы невозможна без взаимодействия государства и общества в целом, и бизнеса. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" особый акцент сделан на внедрение и использование цифровых технологий в сферах государственного управления и оказания государственных муниципальных услуг. К цифровым технологиям специалисты относят Интернет, компьютеры, мобильные телефоны (смартфоны), бытовую электронику, прочие средства сбора, хранения, анализа информации и обмена ею в цифровом формате. Цифровые технологии представляют собой основанную на методах кодирования и передачи информации дискретную систему, позволяющую осуществлять множество разнообразных задач за кратчайшие сроки [4 , C.54]. В настоящее время в системе государственного муниципального управления внедряются цифровые инструменты для оказания государственных услуг, осуществления функций контрольно-надзорного характера и лицензирования: специальные информационно-аналитические системы обеспечивают оценку населением качества полученных государственных услуг, сбор, обработку статистических данных в целях оценки эффективности муниципального контроля, а также оценку лицензирования [13, C. 881]. Так как местное самоуправление является фундаментом государства, особую значимость приобретают вопросы цифровизации процессов муниципального управления. В первую очередь, это связано с необходимостью участия муниципального управления в реализации национальных проектов в каждом субъекте и в каждом муниципалитете. Деятельность органов местного самоуправления предполагает непосредственное и обязательное участие населения, исходя из своих интересов, в решении вопросов местного значения [2, 8]. Тогда как функционирование местных органов должно быть направлено на повышение эффективности взаимодействия с населением и ориентировано на определение социальных и экономических проблем населения, вовлечение их в МСУ и выработку способов решения существующих проблем. Именно такие возможности может предоставить цифровизация процессов муниципального управления [7, C. 140]. Переход на цифровое автоматизированное обеспечение управленческих процессов и различных их аспектов способствует решению задач, направленных на повышение уровня и качества жизни населения муниципального района или поселения [9, 11]. Значительный прогресс достигнут сегодня в трансформации муниципального управления в контексте цифровизации, к которому можно отнести внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления, осуществление межведомственного электронного взаимодействия, развитие ИТ-инфраструктуры, создание государственной инфраструктуры облачных вычислений, разработанный и представленный к пользованию комплекс открытых данных общественно значимой информации [7, C. 143]. Электронный документооборот упрощает процедуру принятия, исполнения управленческих решений и позволяет получить достоверные статистические данные. Сегодня цифровые технологии также позволяют организовать обратную связь между органами публичной власти и населением и тем самым сделать муниципальное управление более демократичным, учесть интересы населения той или иной территории [8]. Электронное участие населения в деятельности государственных органов обеспечивает подотчетность и прозрачность бюрократических институтов. Таким образом, к достоинствам цифровых технологий контроля и надзора в государственном управлении можно отнести простую и понятную систему оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, что создает условия для всестороннего раскрытия человеческого потенциала и поступательного развития общественных отношений [5, C. 88]. Внедрение цифровых технологий позволяет повысить уровень взаимодействия между государством и гражданами, государством и бизнесом, что значительно повышают качество жизни граждан. Чем быстрее будут внедрены цифровые технологии на уровне местного самоуправления, тем более эффективно будет осуществляться управление на всех уровнях власти, взаимодействие ветвей власти между собой, что приведет к более эффективному решению задач в интересах населения муниципальных образований, как это предусмотрено п. 3 ст. 132 Конституции РФ [3, C. 39]. Несмотря
на то, что российское законодательство в части регулирования цифровых
технологий недостаточно развито и существует множество специфических проблем –
начиная от неравномерности развития каналов широкополосной связи и заканчивая
цифровой безграмотностью муниципальных служащих, повышение эффективности
государственного управления во многом связано с развитием и повсеместным
использованием цифровых технологий. Цифровые технологии улучшают
административную составляющую управленческого процесса: ускоряют принятие
управленческих решений, упрощают управленческую коммуникацию, нивелируют
расстояние между субъектом и объектом управления. Литература 1. Гусманов Р.У.,
Низамов С.С. Цифровизация в системе образования // Роль аграрной науки в устойчивом
развитии сельских территорий: Сборник VI Всероссийской (национальной) научной
конференции с международным участием. - Новосибирск: Новосибирский ГАУ, 2021. -
С. 773-776. 2. Гусманов Р.У.,
Низамов С.С. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на
основе оптимизации отраслевой структуры агроорганизаций // Аграрная наука в
инновационном развитии АПК: Материалы Международной научно-практической
конференции. - Уфа: БашГАУ, 2016. - С. 232-237. 3. Баженова О.И.
Реализация преобразованной конституционной модели местного самоуправления в
России: первые шаги // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - N 12. -
С. 30-40. 4. Зубарев С.М, Сладкова
А.В. О понятии и сущности цифровых технологий контроля в сфере государственного
управления // Административное право и процесс. - 2019. - N 9. - С. 53-59. 5. Лебедева Е.А.,
Сладкова А.В. О цифровых технологиях контроля в государственном управлении в
зарубежных странах // Административное право и процесс. - 2020. - N 7. - С. 83-88. 6. Нуримхаметова Л.К.,
Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного
образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный
университет, 2020. - С. 159-162. 7. Салабутин А.В. Вопросы цифровизации
муниципального управления: тенденции и проблемы // Наука без границ. - 2020. -
№ 5 (45). - С. 139-144. 8. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции
// В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653. 9. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество
жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр
информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81. 10. Стовба Е.В.
Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики
Башкортостан. - М.: Издательство «Перо»,
2012. - 155 с. 11. Стовба Е.В.,
Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной
структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник
Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). -
С. 355-362. 12. Стовба А.В.,
Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные
проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной
научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный
педагогический университет, 2020. - С. 395-398. 13. Сулимин В.В. Цифровые технологии в
государственном муниципальном управлении // Международный журнал прикладных
наук и технологий "Integral". - 2022. - № 3. - С. 880-883. |