Главное меню

Информационные технологии в системе муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Аташев Э.М., Аташева И.А., Стовба А.В.   
23.03.2023 10:32

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Аташев Э.М., студент

г. Бирск,  ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

Аташева И.А., преподаватель

МР Аскинский район Республики Башкортостан, МБУ ДО ДШИ

Стовба А.В., канд. филос. н., доцент

г. Бирск,  ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

 

В настоящее время внедрение современных информационных технологий в системе муниципального управления является важной задачей современного российского общества.


Информационные технологии наиболее активно развиваются в управлении бюджетной, налоговой, экономической, информационной структуре, которые реализуются во взаимодействии людей и органов управления через компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных базах данных, муниципальных информационных систем, электронного документооборота [3, 4, 5].


Информационно-коммуникационные технологии являются важнейшим способом обеспечения процессов сбора, хранения, организации, обработки, анализа и передачи информации. Уровень и качество их использования влияют на эффективность муниципального управления.


  В муниципальном управлении возможности информационно-коммуникационных технологий проявляются многогранно. Инновационный аспект заключается, прежде всего, в возможности быстрой передачи информации, обратной связи, в архивном хранении больших объемов информации, автоматизации процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, обработки большого количества информации, организации новых форм взаимодействия, возможности прогнозирования ожидаемых результатов на основе автоматического анализа данных, легкий доступ к информации, обеспечение цифровой грамотности пользователей, стимулирующее влияние на развитие науки. Тем самым, информационные технологии предоставляют решения, увеличивающие эффективность деятельности местных органов власти [6, 7, 8].


  Персональные компьютеры уже существуют во всех органах местного самоуправления, частично используется локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации проходит бессистемно в большинстве местных администраций. Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.


  Применение информационных технологий и информационных систем влечет увеличение эффективности работы органов государственного и муниципального управления. Муниципальные и региональные органы власти внедряют новые технологии и системы, которые способствуют реализации таких благих целей современного управления, как открытость, прозрачность, подотчетность, вовлечение граждан в процессы управления, совершенствование предоставления муниципальных услуг [10, 11, 12].


  Современный подход к использованию информационных технологий в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральный сервером. В результате выполнения мероприятий по проведению административной реформы во многих муниципальных образованиях функционируют элементы инфраструктуры электронного правительства.


  Актуальной проблемой муниципального управления является необходимость создания органами местного самоуправления своих электронных представительств. Если рассматривать подобный проект с позиции реализации, появляется необходимость в финансовых затратах, при этом, финансовых ресурсов в органах местного самоуправления гораздо меньше, чем в органах федеральных властей.


  Использование информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления, способствует повышению эффективности обслуживающих процессов. Существенную роль играет мониторинг финансовой деятельности муниципальных образований, в том числе контроль государственных закупок в электронной форме, модернизация и внедрение автоматизированных информационных систем управления бюджетом [2].


Формирование информационной среды муниципального управления строится на интегральных принципах по отношению к федеральной власти. Поэтому важную роль играет совместимость и вхождение созданных и используемых информационных систем и информационных ресурсов муниципального уровня в единую федеральную систему на основе формирования единых стандартов управления информационными ресурсами, форматами представления и обмена данными.


  Также, особое значение придается созданию и развитию системы электронного документооборота с возможностями интеграции в другие информационные системы по вертикали власти.


Создание собственных информационных систем и баз данных муниципальными образованиями, использование различных стандартов данных и их описания привели к многообразию моделей информационных ресурсов, к практической невозможности их автоматизированного объединения, обмена данными и использования [13, 14].  


Решением использования информационно-коммуникационных технологий в системе муниципального управления стало создание пакетных решений федерального уровня, которые позволят создать единую систему, объединяющую данные по всей власти. На наш взгляд, реализация указанных мер способна повысить эффективность взаимодействия муниципалитетов с федеральными органами исполнительной власти.


  Оказание муниципальных услуг в электронной форме является приоритетным направлением внедрения информационных технологий в процесс управления [1, 9]. Предоставление услуг в электронной форме значительно сокращает издержки муниципального управления, повышает эффективность реализации властных полномочий, обеспечивает гражданам, обществу, организациям и бизнесу доступные формы взаимодействия с органами управления.


В субъектах Российской Федерации и их муниципальных образованиях создается и развивается необходимая инфраструктура для повышения доступности и расширения возможностей оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которая включает создание сети центров общественного доступа в Интернет в целях получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также многофункциональных центров.


  Развитие информационной среды муниципального управления, оказание государственных услуг должно соответствовать законодательству о защите информации и персональных данных. Поэтому важным направлением информатизации органов региональной власти и муниципального управления является мониторинг правового использования персональных данных в созданных государственных и муниципальных информационных системах, редактирование сведений и изъятие информации законодательно ограниченного доступа.


  Таким образом, развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их широкое распространение качественно преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Для качественного развития информационно-аналитических технологий необходим высокий уровень организационно-правового обеспечения информационных систем.

 

Литература


1. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. - С. 159-162.

2. Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Горбунова О.С., Арасланбаев И.В., Стовба А.В., Даминева Э.Р. Роль цифровых технологий в развитии деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей// Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 3-2. - С. 225-232.

3. Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Стовба А.В. Сельская молодежь в условиях модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан)// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - № 2. - С. 14.

4. Стовба Е.В. Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики Башкортостан. -  М.: Издательство «Перо», 2012. - 155 с.

5. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование сценариев развития сельских территорий региона М.: Издательство «Экономика», 2013. - 166 с.

6. Соколов В.М., Стовба А.В. Медицинское образование и проблемы социально-ответственной реализации достижений биоэтики// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. С. 251.

7. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653.

8. Соколов В.М., Стовба А.В. Императивность биоэтического подхода к морально-политическим проблемам коронакризиса covid-19 // Гуманитарный вектор. - 2021. - Т. 16. - № 2. - С. 80-87.

9. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. - С. 395-398.

10. Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Издательство ТюмГУ, 2016. - С. 109-113.

11. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. - 2012. - № 7 (31). - С. 153-163.

12. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. - 22 с.

13. Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A. Ecological and economic evaluation of using arable land in the Republic of Bashkortostan // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - Institute of Physics Publishing, 2019. - Vol 274. - P. 012095.

14. Stovba E.V., Stovba A.V. Scenario modeling of the development of agricultural production at the level of rural territory of the region // International Science and Technology Conference "FarEastСon" (ISCFEC 2019): Proceedings of the International Science and Technology Conference. - Far Eastern Federal University, 2019. - P. 225-227.

 

 


 
Яндекс.Метрика