Главное меню

Цифровые технологии как инструмент регионального и муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Васильева А.А., Стовба Е.В.   
23.03.2023 10:01

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Васильева А.А., студентка,

Стовба Е.В., д-р экон. наук, профессор,

г. Бирск, Бирский филиал УУНиТ

 

В настоящее время в систему регионального и муниципального управления активно внедряются цифровые инструменты для оказания государственных услуг, осуществления функций контрольно-надзорного характера и лицензирования [1, 6, 11]. В свою очередь, специальные информационно-аналитические системы обеспечивают оценку населением качества получаемых государственных услуг, сбор, обработку статистических данных в целях оценки эффективности муниципального контроля, а также оценку лицензирования. Посредством прикладных программных продуктов периодически оценивается соответствие действующим нормам сведений, размещенных на официальных сайтах муниципалитетов [2, 10].


Информационная открытость деятельности органов власти сегодня предусматривает проведение различных опросов [4, 7]. Так, например, цифровые технологии позволяют проводить опросы разных групп граждан с целью составления рейтингов по деятельности управленческих структур.


В нашей стране созданы  и функционируют Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единая система идентификации и аутентификации и т.д. Нарастающие процессы внедрения цифровых технологий отражаются в содержании принимаемых государственных программ и национальных проектов [8, 9]. В данном аспекте можно назвать   нацпроект «Культура», который включает федеральный проект «Цифровая культура»; нацпроект «Здравоохранение» содержит федеральные проекты «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» и «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».


В нацпроекте «Образование» с цифровизацией напрямую связаны такие федеральные проекты, как «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Экспорт образования» и др. В Российской Федерации принят национальный проект «Цифровая экономика» (сроки реализации до 2025 г.), который включает такие федеральные проекты, как: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление».


Цифровые технологии выступают инструментом реализации следующих мероприятий в органах региональной и муниципального власти, а именно содействуют [3, 5, 12, 13]:

- подготовке сотрудников органов государственной власти области, края, республики и органов местного самоуправления цифровым компетенциям и технологиям;

- оказанию консультационной поддержки и информационного сопровождения компаний, разрабатывающих или внедряющих отечественное программное обеспечение, сервисы и платформенные решения на базе цифровых технологий и находящихся на региональной территории, для обеспечения их участия в конкурсных отборах на получение государственной поддержки в форме грантов из средств федерального бюджета в рамках федерального проекта;

- подключению к сети Интернет (за счет средств федерального бюджета) социально значимых объектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, расположенных на территории региона;

- использованию преимущественно отечественного программного обеспечения органами региональной и муниципальной власти региона, органами местного самоуправления;

- обеспечение безвозмездного доступа гражданам РФ к использованию российских средств шифрования для электронного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- проведение информационной кампании о действующих конкурсных отборах на получение господдержки в средствах массовой информации  региона.


Можно резюмировать, что активное применение цифровых технологий в  региональном и муниципальном управлении будет способствовать  гармонизации интересов всех социальных групп и категорий, нынешнего и будущих поколений граждан, планируемых результатов и имеющихся ресурсов, персональной ответственности за результат и свободного администрирования.

 

Литература


1. Габдулхаков Р.Б., Полтарыхин А.Л., Цуканова О.М., Авдеев Ю.М. Оценка региональной конкурентоспособности: перспективы АПК региона // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2021. - Vol. 13. - № 6. - P. 339-361.

2. Габдулхаков Р.Б., Шевалдина Е.И., Мешкова Н.Г.  К вопросу о цифровых компетенциях государственных и муниципальных управленцев // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2021. - С. 119-122.

3. Галиев Р.Р., Аренс Х.Д. Трансформированное сельское хозяйство Восточной Германии и Республики Башкортостан: реалии и перспективы // Российский электронный научный журнал. - 2017. - № 2 (24). - С. 17-33.

4. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. - С. 159-162.

5. Основы цифровизации государственного и муниципального управления: учеб. пособие / О.А. Полюшкевич, И.А. Журавлева, Г.В. Дружинин, Н. В. Москвитина. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. – 163 с.

6. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653.

7. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81.

8. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. - 2012. - № 7 (31). - С. 153-163.

9. Сулимин, В.В. Цифровые технологии в государственном муниципальном управлении /  В.В. Сулимин // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2022. - №3. [Электронный ресурс]  - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-gosudarstvennom-munitsipalnom-upravlenii, свободный. - (Дата обращения: 17.03.2023).

10. Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. /  В.В.  Трофимов. -  М.: Юрайт, 2019. - 521 с.

11. Хайнц Д.А., Галиев Р.Р. Продовольственное самообеспечение России: аспекты полезности и издержек // Проблемы прогнозирования. - 2021. - № 5 (188). - С. 162-172.

12. Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A. Ecological and economic evaluation of using arable land in the Republic of Bashkortostan // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - Institute of Physics Publishing, 2019. - Vol 274. - P. 012095.

13. Stovba E.V., Stovba A.V. Scenario modeling of the development of agricultural production at the level of rural territory of the region // International Science and Technology Conference "FarEastСon" (ISCFEC 2019): Proceedings of the International Science and Technology Conference. - Far Eastern Federal University, 2019. - P. 225-227.

 

 


 
Яндекс.Метрика