Главное меню

Межпредметные связи в преподавании экономических дисциплин PDF Печать E-mail
Автор: Губаева В.П.,Мухаметшина Г.С.   
19.03.2023 16:22

Межпредметные связи в преподавании экономических дисциплин

 

Губаева В.П., студент

Мухаметшина Г.С., канд. эконом. наук, доцент

г. Бирск,  ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

 

Введение.

В настоящее время возникла острая необходимость формирования новейшей теоретической базы для подготовки специалистов с новыми экономическими знаниями. Это связано в нашей стране с развитием подлинно рыночных отношений. Тем более важен поиск образовательных стандартов, гарантирующих высокое качество образования. Поэтому, регулярно знакомясь с новинками экономической литературы, периодикой по данному вопросу, хочу заметить слабое освещение межпредметных связей в преподавании дисциплин экономического цикла.


Рассмотрим вопрос в двух аспектах. Во-первых, связи между экономическими дисциплинами. Во-вторых, связи экономики и других отраслей знания.


Итак, связи экономических дисциплин. Готовясь к урокам, использую интегрированный подход к содержанию материала. Как правило, объяснение теоретического материала содержит информацию из разных экономических дисциплин. Учащиеся, обладая базовыми знаниями из ранее пройденных экономических предметов, видят, как строится логическая цепочка умозаключений, приводящих к чёткому пониманию новой схемы. Тем самым они убеждаются в значимости ранее полученных  знаний, который постоянно помогают им разобраться в новом материале.


Особенно ярко это проявляется, когда, например, на уроках-лекциях 3 курса берутся за основу знания, полученные на 2 курсе. Например, опираясь на изученную ранее в «Основах экономики» тему «Конкуренция», легче осваивать тему «Бизнес-планирование», имея представление о стратегии фирмы на рынке. Также интересными считаю уроки, когда одно и то же экономическое явление или процесс рассматриваются с разных сторон. Например, тема «Спрос и предложение» рассматривается в экономической теории с позиции неоклассического направления, в «Финансировании и кредитовании»  изучаются спрос и предложение на денежном рынке, в маркетинге - с позиции продвижения товара на рынке. Процессы инфляции рассматриваются параллельно в экономической теории и параллельно в «Финансировании и кредитовании» и т.д.  


Некоторые дисциплины тесно связаны между собой и очень схожи, они дополняют друг друга. Например, «Налоги и налогообложение» по своей сути является частью бухгалтерского учёта. Эти предметы основаны на знании нормативных актов, счетов, бухгалтерских проводок, заполнения первичной и отчётной документации. С этим курсом связан и «Аудит», являющийся более сложным продолжением бухгалтерского учёта и представляющий собой его проверки, процесс контроля финансовых результатов.


Переходя ко второму аспекту - связь экономики с другими науками, хочется вспомнить о её тесной связи с другими предметами. Например, связь в теме из экономической теории: юридическое понятие собственности с позиции права и юридическое понятие собственности с экономической точки зрения; налоговый кодекс из предмета «Налоги и налогообложение» требует знаний из дисциплины «Право».


Изучение экономических отношений в теме «Производственные отношения. Производственные силы» из курса «Экономическая теория» требует знаний в области обществознания, философии, политологии.


Ссылки на происхождение экономических терминов содержат обращение как к древним языкам (латынь), так и к современным (английский, немецкий). Например, тема «Вексель» содержит много французских терминов.


Изучая в экономической теории систему национальных счетов (учение Дж. Кейнса), необходимо использовать знания из экономической географии (показатель АНП - валовый национальный продукт).


Исторические знания используются при изучении истории экономических учений при изучении истории денег в «Финансировании и кредитовании».


Математика. В экономике множество формул, например, производственная функция как зависимость от трёх переменных P = F (X1 X2 X3). Функция предусматривает расчёт производства как расчёт трёх факторов: X1 - труд, X- земля X3 - капитал. В результате определяется прибыль от производства предельного продукта. Математика позволяет рассчитать статьи и составить бухгалтерский баланс.


Геометрия. Например, при изучении темы экономической теории «Дифференциация доходов общества» необходимо построить график кривой Лоренца, а затем по графику рассчитать коэффициент Джини как отношение площади сегмента к площади треугольника. Коэффициент показывает степень неравномерности распределения доходов среди населения.


Информатика. Она даёт учащимся возможность активного познания. Меняется процесс восприятия предмета. Контроль знаний занимает меньше времени, если проводить его в виде компьютерных тестов. Учащиеся обычно заинтересованы в освоении компьютерных бухгалтерских программ, успешно осваивают заполнение бухгалтерских налоговых документов. Такая подготовка поможет им в будущей трудовой деятельности, и они чувствуют это уже сегодня. Эти уроки позволяют им увереннее смотреть в будущее.


У учащихся формируется аналитический подход к процессу обучения, когда самостоятельно можно определить месть предмета во всей экономической науке, те знания, которые будут особенно необходимы в других дисциплинах. Такие попытки анализа информации делают учащихся более развитыми, а в будущем -  разносторонними высококлассными специалистами. В процессе обсуждения новых тем на уроках могут возникнуть дискуссии. Важно приучить учащихся аргументировать свою точку зрения, а основой могут служить знания смежных дисциплин. Например, при составлении бизнес-плана в «Экономике отрасли» используется сведения из делопроизводства, права, экономической теории, основ экономики.


Сочетая межпредметные связи с практической направленностью части уроков, формирует более эффективное восприятие знаний учащимися. Также появляется возможность раскрыться в учащемся способностям по другим предметам, что будет сюрпризом для преподавателя. Например, большие математические способности на уроках экономики отрасли будут сразу замечены и дадут возможность студенту проявить себя. Таким образом, постоянное применение межпредметных связей поможет заинтересовать учащихся и побудить их к увлекательному поиску нужных и полезных знаний.


Таким образом, использование межпредметных связей в преподавании позволяет заинтересовать учащихся, дать стимул к повышению успеваемости по различным предметам, повысить качественный уровень обучения, расширить кругозор и доказать полезность и важность учебной информации.


Литература


1)Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – ГорноАлтайск, 2004 – 160 с.

2)Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. – 2-е изд. перераб. и дополн. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 291 с

 


Обновлено 19.03.2023 16:25
 
Яндекс.Метрика