Главное меню

Цифровизация и цифровые технологии в образовании PDF Печать E-mail
Автор: Глимнуров А.Ф.   
15.03.2023 22:21

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Глимнуров А.Ф.,

г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

 

Аннотация: В данной статье представлена информация о цифровизации и информатизации образовательного процесса. Разобраны этапы ее становления, введены некоторые термины, а также представлены актуальные примеры для наглядности.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, цифровые технологии, самообразование.

 

Информационные технологии всё сильнее внедряются во все сферы нашей жизни. Уже трудно представить жизнь современного человека без гаджетов и Интернета. Всемирная сеть предоставляет доступ ко всей информации, обеспечивает связь и позволяет пользователю быстро и без усилий найти все необходимое. Поэтому, вполне логично, что и образовательные организации требуют цифровизации.

Цифровизация образования представляет собой включение в образовательную деятельность различных программ, приложений и других цифровых ресурсов, для дополнения и расширения традиционного формата образования[1].

Цифровые технологии предоставляют новые возможности для получения образования:

·       расширяются источники информации;

·       информация становится доступнее;

·       появляется возможность подобрать удобный для каждого формат;

·       повышается эффективность образования;

·       появляется возможность вернуться к изученному материалу;

·       удобные способы отслеживания прогресса;

·       повышается возможность контроля самостоятельной работы учащегося;

·       структурируется материал для его удобного усвоения.

Таким образом, цифровизация открывает возможности получения образования дистанционно вне зависимости от места нахождения. Это позволяет людям, которые не могут по каким-либо причинам обучаться непосредственно в учебном заведении пройти курсы дистанционно и получить необходимое образование, чтобы реализовать себя в жизни.


Доступность цифровых ресурсов позволяет предполагать, что информационные технологии должны помогать решать большинство проблем, волнующих общество на данном этапе развития.


Важно знать и понимать роль цифровых технологий в современном образовании, а также отразить это в современных исследованиях в области методологии и дидактики образования.Разберем этапы информатизации в сфере образования за последние годы.


Один из первых этапов информатизации образования был связан с введением ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012-2013) [7]. Он характеризуется укрупнением решаемых задач с помощью информационных технологий, их широким внедрением в традиционный учебный процесс, развитием дистанционных технологий и средств электронного обучения, созданием в большинстве образовательных учреждений информационно-образовательной среды, реализующих ряд задачпо организации и сопровождению учебного процесса.


 Следующим этапом был переход на новый федеральный стандарт обучения (ФГОС ВО 3+ для высшей школы) и введением новых порядков организации образовательной деятельности, обязывающий образовательные учреждения создавать информационно-образовательные среды и ресурсы, иметь сайт организации и отражать на его страницах информацию по образовательным программам и учебным процессам. Иными словами, любая образовательная организация должна иметь свою страницу с основными данными и новостями.


На данный момент федеральным стандартом образования является ФГОС ВО 3++, который предъявляет требования, чтобы у каждыйобучающийся в течение всего периода обучения был обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", как на территории организации, так и вне ее. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик; формирование электронного портфолио обучающегося[7].


Так, национальный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, и обеспечения реализации цифровой трансформации системы образования направлен именно на популяризацию цифровизации в сфере образования. В рамках данного проекта ведутся работы по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Всё это способствует более качественному и эффективному внедрению информационных технологий в процесс образования.


Более того, цифровые технологии позволяют перевести обучение в дистанционный формат в случае карантина или пандемии, как это произошло в 2020 году. Переход на такой формат обучения стал значимым шагом в системе обучения и преподавания всех образовательных организаций. Таким образом, учащиеся смогли продолжить обучение, не нарушая карантинных мер, а также сохранить его качество.


Еще один этап информатизации – создание электронных журналов. Электронные журналы, внедренные в школы, представляют собой большую базу данных, в которой хранится общая информация об учениках, об оценках, посещениях, домашних заданиях учеников. Классные руководители могут организовывать питание школьников, а родители следить за балансом своих детей. Электронный журнал полностью сместил бумажные варианты, так как большинство школ уже отказались от таких вариантов и полностью перешли на цифровую отчетность.


Благодаря этому становится легче отслеживать успеваемостькак отдельно взятых учащихся, так и целиком класса, школы. Родители могут просматривать оценки своих детей в режиме онлайн и всегда видеть актуальную информацию о своем ребенке.


В условиях внедрения цифровых технологий в образовательный процесс одним из главных качеств учащихся является умение самостоятельно скоординировать свой учебный процесс и сохранять внутреннюю мотивацию на протяжении всего периода обучения. Работа с информационными средами выводит на новый уровень самообразовательные навыки и умения учащихся. Цифровые технологии упрощают возможность индивидуализировать учебный процесс и тем самым помочь личности эффективнее удовлетворить ее образовательные потребности.


Подводя итоги, можно заявить о важности информатизации в сфере образования, так как благодаря этому упрощается работа всех участников образовательных организаций: учащихся, студентов, преподавательского состава, руководителей и родителей.

 

Литература

1.    Глоссарий цифровой экономики: [Электронный ресурс]. URL: https://digital.msu.ru/glossary/#. (Дата обращения: 12.03.2023).

2.    Лисова, Е.А. Применение цифровых технологий при подготовке бакалавров / Е. А. Лисова // Школа университетской науки: парадигма развития. — 2020. — № 1. — С. 123-125. — ISSN 2219-9721. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/324617 (дата обращения: 12.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3.    Минпросвещения России: [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (Дата обращения: 12.03.2023).

4.    Стрекалова, Н.Б. РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ / Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — № 2. — С. 84-88. — ISSN 2542-0445. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312391 (дата обращения: 12.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

5.    Устинова, Е.С. Цифровые технологии в образовательном пространстве / Е. С. Устинова // Школа университетской науки: парадигма развития. — 2020. — № 1. — С. 135-136. — ISSN 2219-9721. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/324617 (дата обращения: 12.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

6.    ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата: [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24. (Дата обращения: 14.03.2023).

7.    Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ



 
Яндекс.Метрика