Главное меню

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках башкирского языка PDF Печать E-mail
Автор: Галяутдинова Р.Р.   
05.03.2023 14:47

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

 

Галяутдинова Регина Радисовна,

учитель МБОУ СОШ с.Исмаилово,

Дюртюлинский район, Республика Башкортостан,

Российская Федерация

 

Рассмотрим использование информационно-коммуникационных технологий как средство познавательной активности обучающихся на уроках башкирского языка и литературы. Я считаю, что учитель идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать ИКТ в преподавании. Включение информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, повысить интерес к изучению родного языка, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся, повысить интерес к изучению родного языка, развивать творческий потенциал учащихся. Ведь обычный урок часто сводится к иллюстративному методу: делай как я (посмотри-повтори-запомни).

Компьютер может использоваться во всех этапах обучения:

         при объяснении нового материала;

         при закреплении полученных знаний;

         при повторении ранее изученного;

         при контроле знаний, умений и навыков.

 

Эффективность применения информационных технологий на уроках башкирского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию гибкость и вариативность. Компьютер  помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении [1].

 

Основные направления использования учителями башкирского языка компьютерных технологий на уроке:

 

1.Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

Создание и применение на уроке электронных презентацийна сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

В функции учителя электронная презентация представляет[1][2]:

         источник учебной информации

         наглядное пособие;

         тренажер;

         средство диагностики и контроля.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:

         повысить мотивацию учащихся;

         интенсифицировать урок, исключив время для написания

         вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения.

         использовать большое количество иллюстративногоматериала;

 

При помощи компьютера преподаватель сможет быстро и эффективно провести этап актуализации пройденного материала. Для этого он разрабатывает несколько простых, требующих односложных ответов вопросов или заданий по творчеству писателей, либо конкретно по произведению. Таким образом, можно проверить степень усвоения материала, домашнее задание, определить уровень первичноговосприятия произведения, степень подготовленности учащихся к уроку и восприятию нового материала.

Таким образом, использование информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения способствует:

         повышению интереса к башкирскому языку;

         созданию необходимого эмоционального настроя на уроке,

         вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности;

         умения самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.

 

С помощью компьютера на уроках увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности. На уроках активно внедряем национально-региональный компонент, который, представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного края, народных традициях и языка разных национальностей, живущих в Республике Башкортостан.

Систематическое использование информационных технологий на уроке

позволяют сделать следующие выводы [3]:

         повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школь­ников и навыков самостоятельной работы по поиску информации;

         разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке;

         осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

         расширение объёма предъявляемой учебной информации;

         обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслежи­вание процесса и результата своей работы);

         улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

         повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

         включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

         повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом улучшение качества образования, активизация творческо­го потенциала ученика и учителя, включение школьников и педаго­гов в современное пространство информационного общества, са­мореализация и саморазвитие личности ученика.

      Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что  самые новейшие электронные технологии не могут заменить учителя во время урока. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель.

 

 

Литература

1. Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы  URL: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/04/20/ispolzovanie-kompyuternoy-tekhnologii-pri (дата обращения: 01.03.23).

2.Беляков Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках башкирского языка URL:https://infourok.ru/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij-na-urokah-bashkirskogo-yazyka-4292686.html

3. Мусалимова Г.С. Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средство познавательной активности обучающихся на уроках башкирского языка и литературы» URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij-kak-sredstvo-poznavatelnoj-aktivnosti-obuchayushihsya-na-urokah-bashkirsk-4319973.html (дата обращения: 01.03.2023).

 

4. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках башкирского языка // Башкирский язык в школе. – 2007.

 


 
Яндекс.Метрика