| 
 РОЛЬ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Латыпова
А.И. Чудинов
В.В., канд. пед. наук, доцент г. Бирск,  ФГБОУ
ВО Бирский филиал БашГУ   Преподавание – основная часть развития познавательных процессов
учащихся. Вучебном процессе решены главные условия и ресурс вероятности прямого
и косвенного воздействия на познавательный процесс,которые направляют и
организуют познавательную деятельность ученика. Эти влияния формируют не только
ситуативный интерес, но и становятся значимым мотивом познавательной
деятельности,представляющие как побуждение познавательного интереса. 
 Устная
работа на занятиях по математике обладает множеством значений, такими как: беседы
учителя с отдельными учениками или с классом, умозаключения обучающихся при решении
тех или иных задач и т.д. 
 Формы
восприятия устного счета: 1) Зрительный (плакаты,
таблицы, записи на доске) – записи задачи облегчают вычисления. Безусловно, без
записейзатруднительно и даже бесполезно выполнять задания. Например, надо
заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений, выполнить
действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований. 2) Беглый
слуховой (читается учеником, учителем) – когда обучающиеся
выполняют упражнения на слух, большая нагрузка приходится на память, из-за
этого школьники быстро устают. Но есть и полезная часть: у них развивается
слуховая память. 3) Комбинированный. 
 При
использовании устных упражнений с использованием ИКТ у учителя экономится время
 воспроизведения нужного учебного
материала и тем временем не нарушаются временные рамки исходного этапа.
Основным предопределением устных упражнений на этапе актуализации знаний - это
практика мыслительных процессов, которая направлена на подготовку обучающихся к
«открытию» нового знания. 
 Рассмотрим
некоторые примеры устных  заданий использующие
с применением ИКТ на уроках математики. 
 Пример 1.Школьники
предварительно предупреждены о том, что на слайде проектора допущена ошибка. К
примеру, при решении неравенств из контрольной работы. Задача обучающихся – распознать
ошибку, прокомментировать и отметить правильное решение. Пример 2.
Предложить школьникам заранее заготовить «универсальную шпаргалку» по определенной
теме используя презентацию и гиперссылки. На занятии некоторые обучающиеся презентуют
свою работу, остальные обсуждают: анализируют, сравнивают, обобщают. Пример 3.
При использовании на занятии программ с интерфейсами разных игр, в соответствии
с возрастными особенностями. Например, проведение турнира « Крестики нолики»
или «Своя игра». 
 Устные
упражнения - эффективное средство организации практики мыслительного развития на
этапе актуализации знаний. При выборе устных заданий, разумно для начала нацелиться
на те мыслительные операции, которые потребуется в ходе всего урока. ИКТ намного
облегчает учителю работу,обучение становится более обширным, впечатляющим,
способствует развитию творческих способностей и самостоятельности обучаемого,
существенно увеличивая уровень индивидуализации обучения. 
 Литература 1) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных
вычислений. //Н.ш.1999 №6 с.44-46 2) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании
вычислительных навыков ив развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1 |