Главное меню

Информационная открытость общеобразовательной организации в эпоху «регуляторной гильотины» PDF Печать E-mail
Автор: Шарапова О.Г.   
31.05.2020 15:11

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЭПОХУ «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ»

 

Шарапова О.Г., заместитель директора

г. Москва, ГБОУ «Шуваловская школа № 1448»

 

К настоящему моменту реформа законодательства о регламентации образовательной деятельности в Российской Федерации имела несколько преломлений как в целом – по вопросам организации и осуществления всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении организаций и граждан, так и в части государственной регламентации образовательной деятельности.


В последнее время особое внимание уделяется созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней (абзац пятый пп. «б» п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[6]).


Одним из элементов такой среды является информационная открытость общеобразовательной организации (ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[8] (далее – Закон об образовании). В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с документами и информацией, перечисленными в указанной норме.


Новый виток полемики вокруг реформ контрольно-надзорной деятельности стал возможен на рубеже 2018–2019 гг., когда после попытки реформирования порядка проведения процедуры государственной аккредитации, появилось поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.  Медведева от 30 января 2019 г. № ДМ-П36-608 «О решениях, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций»[3].

В развитие указанного поручения были последовательно разработаны и утверждены:


- План мероприятий («Дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины» от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36[2] (далее – План мероприятий);

- Методика исполнения плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины»[1].


Согласно пункту 5 Плана мероприятий к 1 января 2021 г. должно произойти существенное изменение состава (включая отмену, признание утратившими силу и т.д.) нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в соответствующей сфере регулирования, в том числе в области контрольно-надзорной деятельности в сфере образования.


С учетом достижения поставленных Президентом Российской Федерации стратегических задач и поручений Председателя Правительства Российской Федерации по совершенствованию нормативного правового регулирования контрольно-надзорной деятельности научно-практическая дискуссия по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования является актуальной, так как ее результаты могут быть использованы при совершенствовании нормативных правовых актов и практики их применения.


Первыми результатами такой дискуссии с уверенностью можно назвать принятие Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7] (вступит в действие с 1 июля 2020 г.). Названный федеральный закон дополнил пункт 1 части 2 статьи 29 Закона об образовании подпунктом «з.1», согласно которому образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.


Во исполнение Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ в части информационной открытости общеобразовательных организаций уже разработаны проекты следующих подзаконных актов:


-       проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в подпункт «а» пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»[4];

-       проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785»[5].


Ещё одной научно-практической проблемой, которая может быть решена в условиях существенно видоизменившегося и продолжающего меняться нормативно-правового обеспечения государственной регламентации образовательной деятельности, в том числе посредством «регуляторной гильотины», является проблема соотношения понятий «контроль» и «надзор». Практическая значимость решения указанной проблемы заключается в возможности разграничении процедур государственного контроля и государственного надзора или в объединении указанных процедур в одну процедуру.


Так, например, отказ от проведения федерального государственного контроля качества образования и разграничение целей и задач отдельных мониторинговых исследований в системе регламентации образовательной деятельности могут выступить гарантом создания прозрачной системы проверки обязательного требования (совокупности обязательных требования) в одной проверочной процедуре.


Инициированная Правительством Российской Федерации работа по ревизии нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора) не может осуществляться без учета мнения экспертов, профессионального сообщества, широкой общественности. Только консолидация усилий по выработке обоснованных предложений по реформированию контрольно-надзорной деятельности способна обеспечить повышение качества образования, провозглашенного в качестве одной из стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года.


Вместе с тем сохраняется достаточное количество концептуальных подходов, которые могут быть реализованы в рамках совершенствования нормативно-правового регулирования посредством «регуляторной гильотины».


В контексте информационной открытости общеобразовательной организации одним из таких подходов является признание за мониторинговыми исследованиями, в том числе исследованиями полноты и достоверности сведений на официальном сайте общеобразовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в качестве инструментов государственного надзора в сфере образования. Такая законодательная новелла способна создать реальные предпосылки для установления риск-ориентированного подхода.

 

Литература


1.  Методика исполнения плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины». URL: https://knd.ac.gov.ru/wp-content/uploads/2019/09/method.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

2.  План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденный Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. № 4714п-П36. URL: https://knd.ac.gov.ru/wp-content/uploads/2019/09/road_map.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

3.  Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30 января 2019 г. № ДМ-П36-608 «О решениях, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования КНД-надзорных функций». URL: https://pravdaosro.ru/wp-content/uploads/2019/03/DM-P36-608.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

4.  Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в подпункт «а» пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»URL: https://regulation.gov.ru. ID проекта: 01/01/04-20/00101192 (дата обращения: 30.05.2020).

5.  Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785». URL: https://regulation.gov.ru. ID проекта: 01/02/03-20/00100479 (дата обращения: 30.05.2020).

6.  Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

7.  Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019 (часть V). № 49. Ст. 6962.

8.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 30.05.2020).

 

 

 

 

 


 
Яндекс.Метрика