Главное меню

Интеллектуальные карты как один из ведущих методов дистанционного обучения PDF Печать E-mail
Автор: Чигринова Е.А.   
29.05.2020 17:43

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ  КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ МЕТОДОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Чигринова Е.А., преподаватель

г. Волгоград, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет

 

Переход на дистанционный формат обучения предполагает активное использование средств и методов ИКТ на лекционных и практических занятиях. Преподавание русского языка как иностранного – трудоемкий процесс, требующий серьезной подготовки специалиста. Изучение нового языка – это не только грамматика и лексика, это также и погружение в общество, и культуру другой нации. Для того чтобы организовать комфортное, понятное, интересное и качественное обучение на расстоянии преподаватель РКИ применяет различные методы, одним из ведущих на сегодняшний день являются интеллектуальные карты.


Основная их задача – систематизация полученных знаний в виде взаимосвязанных между собой слов/картинок. При изучении темы «Характеристика предмета по вкусу и по запаху» актуальным будет использование интеллектуальной карты «Вкус и обоняние». Для начала преподаватель выносит всю новую лексику на доску или предоставляет каждому студенту раздаточный материал – тематические карточки, на которых приводятся слова на русском (с указанием правильного ударения, рода), а также их перевод на английский язык. После того как лексика будет прочитана и разобрана, можно переходить к рассмотрению интеллектуальной карты. Далее опишем ее составляющие.


По центру документа располагается фигура произвольной формы, внутри которой указывается название темы. Далее в разные стороны отходят линии – это ассоциации – зрительные образы, возникающие в сознании человека в ответ на предложенные собеседником слова или выражения, и преобразующиеся затем в вербальные. Линии (ветви) первого уровня обозначаем словами «вкус» и «обоняние», затем от каждого из них продолжаем логическую связь и получаем следующие цепочки:


1.                     «Вкус (рот)»: а) кончик языка: а1. сладкий (изображение с конфетами), а2. – соленый (химическая формула NaCl), а3. – кислый (изображение лимона); б) корень языка: горький (изображение красного острого перца).

2.                     «Обоняние (нос)»: а): неприятный запах (химическая формула аммиака – NH3); б) приятный запах (изображение цветов, например, розы).


Формой проверки и оценки усвоенного материала может стать домашняя работа по составлению собственной интеллектуальной карты по пройденной теме. Мы разделяем мнение О.В. Абраменко и С.Э. Надхы, которые  считают, что «Студент в процессе составления ментальных карт постигает реальные процессы, он проживает конкретные ситуации, проникает вглубь данной информации, анализирует ее» [1, с. 101].  В момент выполнения задания, зарубежные учащиеся будут отражать собственные (личностные; национальные) ассоциации по вкусам и запахам. Дальнейшее представление полученной карты даст возможность узнать друг друга ближе, каждому из членов конкретной группы.


Таким образом, можно утверждать, что интеллектуальные карты как методы ИКТ в современном образовании являются весьма востребованными, так как позволяют улучшать различные виды памяти у учащихся, ускорять процесс обучения и запоминания новой иностранной лексики, способствуют правильному выстраиванию логических связей. Помимо этого, студенты развиваются как личности, так как у них появляется возможность проявить свою креативность, а также развить навыки работы на компьютере, используя при создании карт специальные программы.

 

Литература


1.                     Абраменко О.В., Надха С.Э. Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения //  Наука и школа, 2017. №6, 2017. С. 100-106.


 
Яндекс.Метрика