Главное меню

Электронный УМК как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся PDF Печать E-mail
Автор: Орехова Ю.М.   
29.05.2020 17:33

ЭЛЕКТРОННЫЙ УМК КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Ю.М. Орехова, канд. пед. наук

г. Ярославль,

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

 

В условиях интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство подготовка конкурентоспособных и квалифицированных специалистов кажется возможной лишь при условии создания внутренней информационно-электронной образовательной среды.


   В настоящий момент основные подходами, реализуемыми в рамках нового ФГОС, являются компетентностный, коммуникативный и технологический подходы к организации процесса обучения иностранным языкам. Электронным образовательным ресурсом, интегрирующим в себе перечисленные подходы, является электронный учебно-методический комплекс (далее ЭУМК), который представляет собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР),   содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.


Внедрение ЭОР и ЭУМК в образовательный процесс образовательного учреждения обусловлено рядом факторов, а именно [2]:


- развитием общества;

- техническим прогрессом в мире и в нашей стране;

- требованиями  ФГОС к организации обучения;

- высоким потенциалом современных технических средств обучения;

- информатизацией и технологизацией образования;

- переходом от печатных изданий к цифровым ресурсам;

- свободным доступом к учебному материалу;

- индивидуализацией процесса обучения.


Систематическое использование ЭУМК в качестве основного или вспомогательного средства обучения позволяет решать следующие дидактические задачи занятия по иностранному языку [3, с.101]:


- совершенствование языковых навыков во всех четырех видах речевой деятельности и развитие потребности к использованию иностранного языка для общения;

- расширение активного и пассивного словарного запаса,  а также и формирование терминологического аппарата на иностранном языке в пределах профессиональной сферы;

- совершенствование  культурологических знаний: формирование социокультурной компетенции и поведенческих стереотипов, необходимых для успешной коммуникации в поликультурном мире, представления об основах межкультурной коммуникации, а также воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов;

- формирование культуры общения;

- формирование элементов глобального мышления;

- развитие умения самостоятельно приобретать знания для осуществления бытовой, деловой и профессиональной коммуникации на иностранном языке, а также повышение уровня учебной автономии и способности к самообразованию;

- формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности;

- расширение кругозора и повышение общей и информационной культуры.


Развитие коммуникативных умений достигается за счет решения обучающимися коммуникативно-проблемных ситуаций, когда они выступают субъектами познавательной деятельности, прилагая все усилия к решению проблемы. Коммуникативно-речевые умения [4], развиваемые посредством ЭУМК представлены ниже.


1) Определять тему/проблему;

2) Выделять ключевые слова и необходимую информацию в аутентичных текстах;

3) Узнавать употребительные национальные реалии в прочитанном/

услышанном/ увиденном;

4) Строить устное/письменное высказывание в соответствии с нормами, установленными в конкретном лингвокультурном сообществе

5) Осуществлять поиск информации;

6) Отделять основную информацию от второстепенной и  обобщать информацию;

7) Подробно или кратко излагать содержание прочитанного/ прослушанного;

8) Фиксировать необходимую информацию из прочитанного/ прослушанного/увиденного;

9) Высказывать и аргументировать свою точку зрения;

10) Уточнять интересующую информацию;

11) Определять временную и причинно-следственную взаимосвязь между событиями;

12) Выделять факты/примеры/аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой;

13) Участвовать в беседе/обсуждении;

14) Делать выводы;

15) Прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий;

16) Уточнять интересующую информацию.

 

Итак, обучение иностранным языкам, строящееся на сочетании традиционных печатных учебных материалов и электронных образовательных ресурсов, в полной мере способствует достижению требования ФГОС [1, c.79]. Использование ЭУМК выступает эффективным средством обеспечения качества образования по предмету «Иностранный язык».

Литература


1. Балакирева Э. В., Власова Е.З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов // Человек и образование. – 2012. – № 4 (33). – С. 75–80.

2. Орехова Ю.М. К вопросу о необходимости использования икт на уроках иностранного языка в средней школе // [Электронный ресурс].  URL: https://infourok.ru/k-voprosu-o-neobhodimosti-ispolzovaniya-ikt-na-urokah-inostrannogo-yazika-v-sredney-shkole-2058965.html (дата обращения 26.05.2020).

3. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2001. – 271 с.

4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Язык и культура. – 2008. – № 4. – С. 96-109.


 
Яндекс.Метрика