Главное меню

Сравнительный анализ систем традиционного и онлайн-обучения PDF Печать E-mail
Автор: Ефремов А.А.   
26.05.2020 18:56

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ

ТРАДИЦИОННОГО И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

 

Ефремов А.А., канд. экон. наук,

г. Минск, БГЭУ

 

Большинство современных онлайн-курсов содержат видеолекции, задания для самостоятельного разбора и контрольно-измерительные материалы. Все задания, будь то тест или компьютерная программа, имеют автоматизированную проверку, что значительно упрощает и ускоряет работу данных платформ, оптимизируя процесс обучения в целом. В последнее время компании ведут работы по улучшению конструктора курсов, позволяющего преподавателям самим определять, какого рода материалы будут предоставлены учащемуся.


Основным недостатком данных платформ является отсутствие индивидуальных траекторий обучения. Стандартная система, используемая в большинстве вузов на сегодняшний день, не позволяет уделять время каждому студенту лично в достаточном количестве. Влияние новейших технологий, СМИ и Интернета на образование, язык и культуру на сегодняшний день облегчает эту задачу, но, несмотря на возможность самостоятельного определения темпа обучения, возможность повторного просмотра материала, необходимо помнить об индивидуальных особенностях личности. Каждый учащийся по-своему усваивает материал, что требует персонального отношения. Существующие электронные образовательные ресурсы, оснащенные системами автоматизированных проверок, показывают правильность выполнения задания, однако не дают более детального объяснения материала или указания раздела материала, который не был усвоен. Сервисы же, показывающие на тему, которую стоит повторить, заставляют делать это вручную разработчиков курсов. [2]


Онлайн-образование имеет ряд преимуществ над традиционной моделью обучения. Это, в первую очередь, возможность дистанционного освоения дисциплины или модуля, так как не требуется непосредственного контакта преподавателя со студентом, что особенно важно для обучающихся с ограниченными возможностями, связанными со здоровьем. Однако при этом следует отметить, что контакт между преподавателем и студентом может осуществляться в любое время, без привязки к аудиторной нагрузке, что также говорит об индивидуализации обучения. Кроме того, к преимуществам обучения в электронной образовательной среде можно отнести возможности использования разнообразных мультимедийных материалов, что способствует повышению эффективности обучения.


Ещё одним недостатком онлайн-систем является исключение из процесса обучения взаимодействия между людьми. В большей степени эта проблема актуальна для детей школьного возраста, для которых помимо обучения важен процесс воспитания. Приходя в школу, ребенок проходит процесс социализации, общаясь с одноклассниками и получая советы учителей. Для студентов эта проблема чуть менее значима, хотя тоже нельзя забывать о потребности общения для человека. На первый план здесь выходит отсутствие своевременного разъяснения преподавателем непонятого материала в ходе лекции. Онлайн-платформа может предоставлять доступ ученикам к форуму для связи с преподавателями, но ожидание ответа может занимать продолжительный промежуток времени. Другой недостаток при работе с электронными ресурсами – сложность концентрации внимания. Нахождение в аудитории психологически настраивает на процесс обучения, в то время как, прослушивая или читая лекции и выполняя практические задания в домашних условиях, учащиеся допускают наличие отвлекающих факторов, что негативно влияет на усвоение материала. Также необходимо отметить, что целевой аудиторией электронных образовательных платформ на сегодняшний день являются среднестатистические учащиеся. Для неуспевающих студентов или же, наоборот, для способных, быстро обучающихся, работа с подобными платформами будет затруднена.[1]


Таким образом, совместно с быстрым технологическим ростом должны развиваться и методики обучения. Прогресс, достигнутый сегодня различными электронными образовательными ресурсами, является начальной ступенью к потенциальным возможностям. Устоявшаяся классно-урочная система обладает многими преимуществами. Поэтому необходима интеграция и совмещение электронных и классических образовательных ресурсов. Построение индивидуальной траектории обучения позволит обеспечить уровень образования, сопоставимый с достигаемым уровнем при наличии личных занятий с преподавателем, что в значительной степени обеспечивает высокое качество обучения.


В ближайшей перспективе произойдет сочетание традиционного и онлайн-образования, появится «гибридное» образование, включающее различные формы коммуникации. Замены традиционной формы образования, скорее всего, не произойдет. Определенная доля потребителей по-прежнему будет отдавать предпочтение традиционной форме обучения. Это будет касаться таких областей знания, которые включают в себя как необходимый элемент обучения лабораторные занятия, предполагающие опытное изучение предмета с использованием сложной техники, приборов и т. д.[3]


По мнению экспертов, главной мотивацией онлайн-образования является возможность комфортного сочетания работы и учебы. Анализ также показал, что мотивы получения традиционного образования в университете и получение онлайн-образования практически одинаковы. Но важной мотивацией получения онлайн-образования являются получение уникальных знаний от людей всего мира и понимание нового опыта людей.

 

Литература

1. Бабанская, О.М. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете / О.М. Бабанская, Г.В. Можаева, В.А. Сербин, А.В. Фещенко // Журнал «Открытое образование», 2015. № 2. – С. 63–69.

2. Ефремов, А. А. Инструментально-методическое обеспечение функционирования систем онлайн-образования / А.А. Ефремов // Материалы Всероссийской НТК «Управление качеством в образовании и промышленности», 21–22 мая 2020 г. ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

3. Рожина, Е.Ю. Об основных отличиях вузовского и школьного обучения и специфике обучения письменной речи в неязыковом вузе с учетом этих особенностей / Е.Ю. Рожина, И.В. Селиванова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование, 2015. № 4 (4). –С. 64–68.

 


Обновлено 26.05.2020 18:59
 
Яндекс.Метрика