Главное меню

Аудиолекция как форма дистанционной работы в вузе: проблемы и перспективы PDF Печать E-mail
Автор: Минемуллина А. Р.   
26.05.2020 17:15

Аудиолекция как форма дистанционной работы в вузе: проблемы и перспективы

 

Минемуллина А. Р., канд. филол. наук

г. Ухта, ФГБОУ ВО УГТУ

 

В условиях массового перехода на дистанционную форму работы со студентами вузы начали в короткие сроки искать наиболее эффективные инструменты для организации учебного процесса. При осуществлении тотального перехода на дистанционное обучение возникла масса проблем, связанных с неготовностью инфраструктуры вузов к онлайн-обучению. Об этом открыто заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Кроме того, он сказал о необходимости доработать и внедрить необходимые для организации дистанционного обучения платформы во всех высших учебных заведениях [2]. Другими словами, проблема реализации дистанционных форм работы не исчерпывается текущим учебным годом.


В связи с этим возникла необходимость правового регулирования обеспечения непрерывности образовательного процесса, и в Госдуму был внесен законопроект о дистанционном образовании [4]. 


Любая форма дистанционной работы имеет свои преимущества и недостатки. Среди очевидных плюсов дистанционного обучения для студентов: возможность обучаться в любое время, в любом месте, в своем темпе, без отрыва от основной деятельности, вариативность способов изучения материала, индивидуализация процесса обучения и т.п. Недостатков можно назвать тоже достаточно много: недостаточность мотивации студентов, недостаточно развитые технологии, проблемы при формировании коммуникативных навыков и навыков совместной работы и пр. [3].


Аудиолекция относится к формам дистанционной работы, которая при соблюдении ряда условий может стать хорошей альтернативой традиционному аудиторному занятию со студентами вуза. До недавнего времени такой формат представления материала был нетипичен для российского высшего образования. Чаще материал подавался либо аудиторно (при очной и заочной формах обучения), либо в текстовой печатной форме, в том числе в виде краткого курса лекций (при заочной и дистанционной формах обучения).


Однако события, происходящие в нашей стране и в мире в последние несколько месяцев, заставляют многих преподавателей пересмотреть свое отношение к аудиолекциям. Причин таких перемен несколько: в открытый доступ попали аудиоматериалы лекций, подготовленных преподавателями ведущих вузов страны, что подтолкнуло некоторых педагогов попробовать этот вариант лекционного занятия; иногда другие формы работы просто не подходили работающим студентам, вынужденным в условиях кризиса обучаться практически без отрыва от трудовой деятельности; некоторые преподаватели решили опробовать максимальное количество форм работы, для того чтобы выбрать наиболее оптимальные для себя и обучающихся и т. д.


Идеальная аудиолекция должна быть составлена с учетом требований к подобного рода средствам передачи учебной информации:


- интересное содержание, иллюстрированное примерами, яркими фактами, интервью с компетентными людьми;

- разговорный стиль изложения материала с использованием научных определений и формулировок (не допуская сухого монотонного чтения текста);

- использование при записи текста голосов разных людей (двух дикторов, одного диктора и интервьюируемых собеседников и т. д.);

- продолжительность аудиолекции должна быть меньше по времени, чем стандартная аудиторная лекционная пара, и составлять примерно 35-40 минут;

- аудиолекция должна быть похожа на увлекательный радиоспектакль, имеющий интересную сюжетную линию и активизирующий воображение слушателей [1].


Проблемой для широкого применения аудиолекций, по мнению исследователей, зачастую становится не содержательная, а техническая составляющая записи материала. Это связано с тем, что для подготовки курса может потребоваться приобретение специального оборудования (микрофонов, звукозаписывающих устройств и т.п.), оснащение помещений всем необходимым [1], что для преподавателей, работающих из дома, тоже нередко становится проблемой.


Организация аудиолекции как одной из форм дистанционной работы требует определенной подготовки преподавателя, технической оснащенности его рабочего места, но при этом предполагается, что и студент должен быть не менее подготовлен к этой работе.


Нами было проведено исследование, в ходе которого студентам было предложено пройти анонимный опрос. Целью опроса было выяснение отношения студентов к аудиолекции как форме дистанционной работы, а также причин такого отношения.


В исследовании приняло участие 190 студентов 2 курса направлений подготовки «Нефтегазовое дело» и «Документоведение и архивоведение». Студентам был задан один вопрос: «Как вы относитесь к такому виду дистанционной работы, как аудиолекции?». 

 

Варианты ответов и результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Варианты ответов и результаты опроса

Вариант ответа

Количество ответивших, чел.

Процентное отношение к общему числу ответивших, %

1.                Положительно, я слушаю аудиолекцию, пишу конспект на слух.

7

3,7

2.                Положительно, я слушаю аудиолекцию, но пишу конспект с использованием компьютерной презентации.

105

55,2

3.                Отрицательно, у меня нет технической возможности прослушивать лекции.

0

0

4.                Отрицательно, я плохо воспринимаю информацию на слух, лучше видеолекцию.

3

1,6

5.                Отрицательно, я плохо воспринимаю информацию на слух, лучше текстовый формат лекции.

75

39,5

6.                Другой ответ (предложите в комментарии).

0

0

 

Анализ результатов исследования продемонстрировал, что большинство опрошенных (58,9 %) положительно относится к аудиолекциям, но конспектировать на слух подавляющему большинству из них (55,2 % от всех опрошенных)  тяжело, поэтому аудиоматериал лучше всего подкреплять компьютерной презентацией.


Велика доля тех, кто отрицательно относится к аудиолекциям (41,1 %). Основная причина негативного отношения к аудиолекциям: трудности в восприятии материала достаточно большого объема (даже при продолжительности лекции не более 40 минут) исключительно на слух. При этом видеолекция как альтернатива аудиолекции устраивает лишь 1,6 % студентов.


Отсутствие голосов, отданных за третий вариант ответа, связанный с отсутствием технической возможности для прослушивания лекции, говорит о превалировании личностных причин негативного отношения к аудиолекции (прежде всего особенностей восприятия) над техническими.


То, что никто из студентов не воспользовался возможностью предложить свой вариант ответа и самостоятельно обосновать причину своего отношения, может говорить о том, что основные причины были обозначены в предложенных вариантах.


По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов.


К условиям проведения аудиолекции, изложенным выше, стоит добавить подкрепление звуковой формы изложения материала компьютерной презентацией и текстовым файлом для облегчения восприятия лекции студентами-визуалами.


К проблемам, с которыми может столкнуться преподаватель, решивший подготовить и провести аудиолекцию, помимо перечисленных общих недостатков дистанционного обучения, можно отнести:

- недостаток контроля освоения материала;

- перегруженность теоретическим материалом;

- сложности в развитии практических навыков;

- ограниченность применения графических средств, средств визуализации (если нет синхронного просмотра презентации).


К неоспоримым перспективам развития аудиолекции как формы дистанционной работы можно отнести следующее:

- создание не единичных аудиозанятий, а курса аудиолекций, позволяющего сделать подобную работу систематической, что всегда позитивно сказывается на эффективности проводимой работы;

- преимущественно положительное отношение студентов к аудиолекции позволяет включить эту форму работы в методический арсенал  преподавателя;

- аудиозапись может монтироваться, в нее можно вносить изменения, корректируя объем лекционного материала.


Важно отметить, что использование аудиолекции в учебном процессе не ограничивается дистанционным обучением, для преподавателя записанные лекции могут стать опорой, к примеру, при подготовке студентов к экзаменам или в организации индивидуальной работы со студентами.

 

Литература


1.                     Кислухина И. А. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы: электронный научный журнал // Управление экономическими системами, 2017. №9 (103). С. 1-18.

2.                     Минобрнауки заявило о неготовой к онлайн-обучению инфраструктуре вузов. URL https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ec66e6e9a7947b77d570333 (дата обращения: 23.05.2020 г.).

3. Плюсы и минусы дистанционного образования // Информационный сайт «Моё образование» / Режим доступа: https://moeobrazovanie.ru/plusy_i_minusy_distancionnogo_obrazovaniya.html (дата обращения: 23.05.2020 г.).

4.                     Сенаторы внесли законопроект о донастройке дистанционного образования. URL http://council.gov.ru/events/news/116464/ (дата обращения: 22.05.2020 г.).


 
Яндекс.Метрика