Социально-чувствительный город: концептуальные основания комплексного анализа |
Автор: Зайцев Д.В.,Ловцова Н.И. |
22.04.2019 09:44 |
СОЦИАЛЬНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО
АНАЛИЗА Зайцев Д.В., д-р соц.
наук, профессор,
г.Саратов, ФГБОУ ВО «СГТУ имени Гагарина Ю.А» Ловцова Н.И., д-р соц. наук, профессор,
г.Саратов, ФГБОУ ВО «СГТУ имени Гагарина Ю.А» Социальное государство ориентировано на развитие гуманистических тенденций в различных сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика такого государства предполагает комплекс мер по снижению уровня социального неравенства, формированию доступной среды как для маломобильных групп населения, так и всех граждан. В контексте данной политики актуально конструирование социально-чувствительного городского пространства, учитывающего потребности представителей различных групп граждан. Сегодня мобильность многих горожан и их право на независимую жизнь ограничены множеством современных (социально-эксклюзивных) архитектурных, инжиниринговых практик. Городское пространство, в идеале должно стать комфортным, безопасным, удобным и умным. Умный город представлен сетью различных систем повышения комфортности урбанистического пространства. Такой город характеризуется латентным (для жителей) появлением элементов удобства, комфортности, оптимизации городского пространства. Материализованные объекты умного городского пространства способствуют профилактике социальной дискриминации и эксклюзии в архитектурном и социокультурном поле города, преодолению социального неравенства. В идеале, интерфейс умного города интуитивно понятен, эргономичен, как и окружающее пространство. Важное значение для комфорта жителей имеет визуальный образ города, что подтверждают результаты исследования К.Линча (в противовес мнению Л.Мамфорда) [2, 3]. Визуальные параметры, характеристики урбанистического пространства способны латентно формировать настроение жителей, что косвенно отражается на качестве их жизнедеятельности. Поэтому визуальный (в частности, конструктивный, колористический) облик города является частью инклюзивной среды, инклюзивного дизайна. Концепция инклюзивного дизайна, позволяющего максимально полно реализовывать гражданские права горожан всех категорий предложена Р.Имри и Т.Халлом [4]. Ученые отмечали, что города изначально сконструированы для физически совершенных людей, а потребности и возможности людей с ограниченными возможностями (здоровья, мобильности и т.п) не учитываются вовсе. В итоге, физическому городскому пространству могут соответствовать лишь отдельные горожане. Фактически данная традиция градостроительства стала меняться только сегодня и то не везде. При этом, городские агломерации относительно давно стали местом притяжения людей, центром реализации их способностей, удовлетворения потребностей и исполнения желаний. По статистике, еженедельно в города переселяется примерно 7 миллионов по всему миру (примерно, 16 тысяч в России (данные Института географии РАН и Института демографии ВШЭ, 2019)). Обратный процесс, конечно, существует и ряд ученых считает, что деурбанизация (рурализация, разурбанизация) постепенно набирает обороты и складывается в своеобразный тренд. Сравнивать с количественных позиций масштабность данных процессов пока нельзя. Доля переезжающих в сельскую местность невелика, но достаточна для позитивных изменений, для запуска инновационных процессов на селе. Такие люди создают новую инфраструктуру, инициируют новые проекты с новыми рабочими местами, своим проживанием повышают привлекательность места для новых жителей. В основном, в город мигрируют малообеспеченные люди, безработные, наследственно бедные. В сельскую местность приезжают финансово состоявшиеся, занятые (прежде всего, самозанятые) или с разработанными бизнес-проектами. При этом, они «везут» в сельскую местность форматы города, что урбанизирует сложившийся уклад. Городской образ жизни распространяется на все поселения. Всё это происходит в русле современного этапа развития урбанистики, характеризующегося появлением тенденций неоурбанистического и дезурбанистического типов (по С.Полизоидесу) [1]. Значительную роль в изменении представлений граждан, власти об уровне и специфике комфортности городского пространства играет разнообразная фиксация его элементов, поведения людей в различных урбан- локациях. Для фиксации, в русле социологии города, социологии социальных проблем и урбанистики, применяются различные методы, в частности: фото-, видеофиксация, интервью, анкетные опросы, картографирование, метод проживания пространства (по типу метода walk along или go along), социальная экспертиза. Социальное картографирование городского пространства по шкале универсальности дизайна предметов и услуг позволяет проанализировать степень доступности физического пространства и становится эффективным инструментом комплексного анализа социального неравенства. В целом, проблема социальной ответственности
архитектуры, социальных эффектов конструирования городского пространства,
удобного, безопасного, доступного для всех и обусловливающего инклюзию и
сплоченность – новая в мировом контексте урбанистического развития. Её
комплексное исследование потенциально способствует трансформации
градостроительной политики в аспекте её социальной интеграции и социальной
инклюзии. *
* * «Исследование
выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках
научного проекта №18-18-00321» Литература 1.
Амосов Ю.
Возвращение дружелюбного города // Эксперт, 2018. №17. С. 10-15. 2.
Линч К.
Образ города / Пер. с англ. В.Глазычев. М.: Стройиздат, 1982. 328 с. 3.
Мамфорд Л.
Культура городов. В., 1938. 174 с. 4. Hall H., Imrie R. (1999).
Architectural practices and disabling design in the built environment. B.:
Planning and Design, 26(3). 409-425 р. |