ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Печать
Автор: Франчук Т.И.   
21.04.2019 19:49

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

 

Франчук Т.И., канд. пед. наук, доцент 

г. Каменец-Подольский, Украина, Каменец-Подольский национальный университет

 

Стратегические направления развития образования предопределяют активизацию и оптимизацию использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), как в контексте совершенствования учебного процесса, так и подготовки молодого поколения к жизнедеятельности, саморазвитию и самореализации в информационном обществе. Программа «Новые навыки для Европы» (theNewSkillsAgendaforEurope) (2016) определила необходимость обеспечения цифровой компетентности человека, в частности специалиста, как приоритетной для лучшего карьерного ростав рамках функционирования и развития цифрового общества, в основе которого – единый цифровой рынок.


В современной системе образования всех уровней (школьного, профессионального, постдипломного) прослеживается безальтернативная тенденция перехода от информационно-репродуктивной к компетентностной модели, ориентируя на формирование ключевых компетентностей как интегрального результата обучения.Компетентности диагностируются на промежуточных и финальном этапах обучения и, закономерно,  определяют необходимость личностно ориентированного обучения, объективируясь в интегральной модели «Выпускник».Ключевые компетентности составляют ориентационную основу модернизации образовательной системы и характеризуются высоким уровнем взаимосвязи и взаимообусловленности, интегрально проектируя модель выпускника школы и образовательное пространство, благоприятное для самоактуализации и самореализации субъектов образовательного процесса.


Анализ исследований по проблемам теории и практики ИКТ (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, А.О. Кривошеев, С. Пейперт, Е. С. Полат,  Г. К. Селевко и др.), указывает на то, что ученые в большей степени занимаются вопросами оптимизации содержательного и технологического обеспечения эффективности использования ИКТ, меньше – проблемами исследования ИКТ как мобильного средства развития компетентностной системы образования, актуализируя механизмы формирования адекватной личностно ориентированной, персонифицированной образовательной среды. Также недостаточно исследованными остаются проблемами обеспечения непрерывности развития ИКТ компетентности в рамках целостного образовательного пространства личности через иерархизацию и взаимодействие образовательных систем разных уровней, начиная от дошкольного образования, завершая последипломным.Исследования также касаются проблем изучения и систематизации теоретических основ различных образовательных информационных технологий, использования электронных ресурсов и их программного обеспечения, среди которых особое место принадлежит ИКТ. В научной литературе представлены системные и глубокие исследования, касающиеся проблем сущности этих технологий, их содержательно-методического обеспечения, а также оценки эффективности их использования, как с позиции эффективности учебной деятельности, так и обеспечения ее личностной ориентированности.


Проблема особенно актуальна для профессии педагога, для которой образовательный процесс, ИК-технологии, как его составляющая, являются целью  и средством одновременно (педагогов учат учить). Поэтому развитие ИКТ компетентности обуславливает не только эффективность непосредственно профессиональной деятельности, но и процесс подготовки к ней, как и в целом, эффективность образования на протяжении жизни.


Так, структура ИТ-компетентности учителя, представленная ЮНЕСКО (2011) (UNESCO's ICT CompetencyFrameworkforTeachers), свидетельствует о том, что функции учителя выходят за рамки стандартизированного обучения в соответствии с учебной программой, они ориентированы на интеграцию образовательного, социального, профессионального, жизненного пространств.Ключевые цели ИКТ-компетентности свидетельствуют об их полифункциональности: «развивать профессионалов, умеющих использовать ИКТ для работы с информацией, способных к рефлексии, решению проблем и производства новых знаний; помогать каждому стать более знающим и находчивым, эффективно управлять своей жизненной траекторией, наслаждаться полноценной и насыщенной жизнью; побуждать всех граждан полноценно участвовать в жизни общества, влиять на решения, которые могут влиять на их жизнь; поощрять межкультурномувзаимопониманию и способствовать мирному разрешению конфликтов»[1].


Определяющими характеристиками ключевых компетентностей является их метапредметная, междисциплинарная природа, поскольку они не классифицируются как автономные, самодостаточные образования, формирование которых можно распределить по отдельным учебным предметам, сохраняя предметоцентричный принцип обучения.В этом контексте трудно переоценить значение ИКТ как мощного средства формирования активной позиции каждого субъекта обучения, проектирования индивидуальной образовательной траектории. Позиция одинаково важна для образовательных систем школы, учреждений профессионального и последипломного образования на уровне теоретико-методологической основы, а также технологических основ организации образовательной деятельности ее субъектов, дифференцируя уровень и целевую направленность деятельности.


Инструментарий и технологии ИКТ разнообразны. В процессе экспериментального обучения были использованы, а также адаптированы и модифицированыразные технологии развития/саморазвития коммуникативной компетентности педагога. Отметим приоритеты некоторых из них: 1. Программы и сайты, предлагающие программное обеспечение, которое значительно рационализирует образовательный процесс, повышает его эффективность. В частности, они реализуются для планирования, модерации и анализа проектов, которые активно используются в процессесамообразования, предполагающего поэтапную реализацию учебных задач, начиная от постановки конкретных целей, определения концептуальных подходов к программированию работы, заканчивая диагностикой ее результативности. 2. Информационные хостинги,  используемые для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (например,Internet), включая предоставление дискового пространства, подключение к сети и других ресурсов. Медиа контент позволяет разнообразить процесс обучения, а также повысить эффективность самообразовательной деятельности. 3. Специализированные учебные сайты, разработанные для дистанционного обучения, которые можно адаптировать к индивидуальным запросам субъекта обучения через выбор адекватных вариантов, интерактивность учебной работы, а также возможность получить консультативно-аналитическую поддержку, в оперативном режиме фиксировать ее результаты.   4. Программы-клиенты, используемые для обмена информацией между пользователями сети, между информационными носителями, что оптимизирует процесс поиска необходимых массивов информации через скорость передачи данных и постоянное обновление контента.


Анализ и обобщение опыта реализации представленных технологий в учебном процессе свидетельствует о высоком потенциале их личностной ориентированности, возможностях эффективного использования для развития ключевых компетентностей будущего педагога, среди которых особое место принадлежит коммуникативной.


Выбор и адаптация технологии к потребностям обучения его субъекта предопределяется ее целеполаганием, концептуальностью, алгоритмизацией деятельности, которые предполагаю интерактивность, а также возможность интеграции теории и практики, творческого использования информации, ориентируясь на приоритеты развития опыта практической деятельности.


Обобщая результаты научных исследований по проблемам развития ИКТ-компетентности, а также результатов экспериментального обучения будущих педагогов,  выделены позиции, оказывающие влияние на эффективность процесса:

1. Развитие ИК-компетентностипредполагает понимание теоретико-практических основ компетентностной модели образования, на основании которого каждый субъект обучения является субъектом формирования своего блока активных ИКТ технологий и их интериоризации в свое образовательное пространство на основе «Я-концепции».

2. Развитие ИТК-компетентности не является автономным самодостаточным процессом, оно программируется как составляющая системы профессионального становления и ориентируется на концепцию и методику образовательной деятельности, индивидуальную траекторию поэтапного формирования ключевых компетентностей, необходимых для профессии.

3. Коммуникация, как основа субъект-субъектной,интерактивнойсистемы организации образовательной деятельности, является целью и средством развития ИТК-компетентности и предполагает необходимость персонифицированной программы развития коммуникативной культуры личности на основе «Я-концепции».

4. Развитие ИК-компетентностивключает необходимость согласования внешних условий развития информационно-коммуникативного пространства учебного заведения и личностно ориентированных подходов к развитию этой компетентности каждого его субъекта, взаимодействуя между собой в оптимальном режиме (программируя своего рода встречное движение общего и индивидуализированного).

5. Концепция формирования ИК-компетентности, как и содержательно-технологическое обеспечение процесса в каждом учебном заведении, должны стать предметом исследования, обновления, проблемой научных и учебных дискуссий всех его субъектов.

6. ИК-компетентность следует позиционировать как значимую составляющую учебного процесса, образовательной деятельности в целом, а значит и объект периодической диагностики в рамках изучения конкретной дисциплины, финальной – в рамках определения компетентности выпускника вуза.


Все это определяет готовность субъекта обучения развивать ИК-компетентность на основе интеграции общего и индивидуального, личностно ориентированного. Это позволяет развивать адаптивность личности через способность интериоризировать свою персонифицированную образовательную среду (в основе которой – способность к непрерывному процессу самообразования) в любую другую, сохраняя и культивируя свою идентичность через взаимодействие и интерактивную деятельность на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

 

Литература


1.     Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско. (2011) [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО: сайт. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/