ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ГЕОДЕЗИИ |
Автор: С.В. Тарасов |
21.04.2019 18:19 |
Особенности использования
информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе среднего
профессионального образования на примере дисциплин геодезии С.В. Тарасов, начальник отдела
учебных и
производственных практик, преподаватель первой квалификационной категории. г. Самара, СКСП (филиал) ФГБОУ ВО НИУ
МГСУ В нашем колледже строительства и предпринимательства, обучающем студентов по семи специальностям, большое место уделяется геодезии, как основе строительства. Это и геодезическая подготовка строительства, и инженерно-геодезические изыскания для проектирования, и другие области геодезии. То есть, на всех специальностях преподается курс геодезии в той или иной интерпретации. Качественное доведение знаний и навыков работы
с геодезическими приборами, умение проводить топографические съемки и инженерно-геодезические
изыскания требует постоянного внедрения в учебный процесс передовых форм и
технологий обучения, в том числе информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ)[1]. Планирование информатизации проведения
занятий по геодезии в колледже ведется на различных этапах: - подготовка рабочей программы
дисциплины с учетом использования ИКТ; - составление
календарно-тематического плана дисциплины с выделением конкретных занятий
(цикла занятий) с использованием ИКТ; - подготовка выбранных занятий, в
которых используются ИКТ; - подготовка слушателей к участию в
организационно сложном занятии; - проведение занятия с использованием
ИКТ; - подведение методических итогов,
анализ недостатков, исправление методики проведения занятия. Мы считаем, что наиболее сложный этап - подготовка занятий, в которых используются информационные и коммуникационные средства. Это сродни постановки театрального спектакля. Например, возьмем лабораторную работу с геодезическими приборами теодолитами [2], выполняемую в составе «бригад» - обособленных групп из 4-5 студентов, связанных общим заданием, единой документацией и группирующихся вокруг одного комплекта приборов. Надо подготовить «сцену», аудиторию, где «декорациями» выступают как подсвеченные на стенах визирные цели (рисунки геопунктов), так и плакаты с технологическими операциями, на которых фиксируются магнитными маркерами операции, выполняемые бригадами в данный момент, своеобразный «сетевой график» работ. Надо подготовить «прожекторы сцены» - ТСО для презентации технологии выполняемых на занятии работ, комментируемыми студентами – бригадирами. Надо проверить «реквизит» - готовность приборов, аккумуляторов, аксесуаров, подготовить полевые журналы и средства вычисления (калькуляторы). У нас, кроме того, разработаны для лабораторных работ специальные бланковые «рабочие тетради» с дидактическим материалом и страницами полевых журналов для фиксации геодезических измерений бригады. Надо распределить «роли актеров» - кто будет «наблюдателем», «записатором», «контролером», «замерщиком-реечником» во время геодезических наблюдений. Для работы им нужны «тексты ролей» в виде «операционных карт», с повременным расписанием выполнения операций, а также «методические рекомендации для лабораторной работы». Даже требуется «театральная одежда» - светоотражающие накидки «наблюдателям» в бригадах, используемые геодезистами в реальных работах. В качестве «режиссера» выступает, конечно, преподаватель, который контролирует работу, организует дискуссии, микроконсультации в бригадах и консультации учебной группе по общим вопросам. Консультации и дискуссии – это та обратная связь «со зрителем на сцене», которая позволяет держать «зрителя», студента в напряжении, в тонусе. Они проводятся преподавателем с использованием ТСО, на экране кратковременно высвечиваются кадропланы с возникшей проблемной ситуацией и коротко обсуждаются способы ее устранения, выдвигаемые в соревновательном виде бригадами. Эти кадропланы с ситуациями заранее готовятся преподавателем в формате рассредоточенной презентации. Для закрепления материала студентам к концу занятий готовятся контрольные вопросы «по знанию ролей и сценария», как по выполненным технологическими операциями, так и по устройству приборов. Они показываются на экране для устного опроса. Преподавателю надо иметь «сценарий спектакля»» в виде классического плана занятия, – «общей технологической карты», – и, конечно, «ведомость оценок» с критериями оценки каждой операции, и оценки как отдельных студентов, так и бригад. Она заполняется как по результатам изучения полевых материалов измерений бригад, так и по результатам, как говорят сейчас, «экспертного наблюдения» за студентами в динамике занятия. «Ведомость оценок» используется для подведения итогов занятия, дает фактуру для выбора лучших и активных студентов, для выделения неудачных моментов в работе бригад и отдельных студентов и рекомендации, над чем им работать в будущем. Для наглядности ведомость фотографируется на смартфон и передается в ноутбук для показа на экране. Мы рассмотрели один из этапов проведения занятия с использованием ИКТ. В целом внедрение таких занятий в учебный процесс требует достаточно высокой квалификации преподавателя, решительности и, если хотите, педагогической воли. Приходится пошагово продумывать ход занятия и методику его проведения, готовить комплект документов и презентаций для преподавателя и студентов. Однако после его проведения, если вспомнить параллели со «спектаклем», чувствуешь огромное удовлетворение, как «артисты» после удачно сыгранного «спектакля», так, как эффективность такого занятия на порядок выше обычного занятия. В итоге на такого рода занятии,
наряду с использованием информационных технологий, в простейшем виде
реализуются коммуникационные технологии, позволяющие, в конечном виде, достичь таких
извечных педагогических, воспитательных целей занятия, как управление
вниманием, повышение мотивации, подъем интереса к профессии. Литература 1. Брыксина
О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник/ Брыксина
О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. - М.: Инфра-М, 2018.- 549с. 2. Практикум
по геодезии: учебное пособие для вузов / под ред. Г.Г. Поклада. – М.:
Академический проект; Трикеба, 2011. – 470с.
|