ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ БИОЭТИКИ
Соколов В.М., канд.филос.наук, доцент
г.Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ
В современном мире заметно
возрастает значение качества профессионального образования как важного фактора
социально-экономического прогресса общества и развития творческого потенциала
человека. В настоящее время одним из
ведущих направлений деятельности ЮНЕСКО становится совершенствование
биоэтического образования в мире. Вслед за глобальным распространением
науки и технологии введение в образовательные программы учебного курса
«Биоэтика» также становится все более актуальным.
Биоэтика как учебная дисциплина и
предмет преподавания призывает к живым дискуссиям, обсуждению конкретных
этических ситуаций и дилемм, апеллирует к нравственной позиции самого студента,
его собственному отношению к проблеме. Это и поднимает биоэтическое мышление до
статуса философского. Оно помогает определить моральные критерии поведения,
влияет на динамику профессионального самосознания, выработку критериев
биоэтически ответственного мышления и поведения.
В условиях переживаемого кризиса
информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном
комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с
нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики. Особое значение в поиске
новых методов профессионального образования имеет необходимость интенсификации
преподавания биоэтики.В сфере медицинского образования особую значимость имеет
перенос разработок идейно-содержательного концепта биоэтики из стадии
научно-педагогических и медико-философских исследований в практическую
плоскость учебно-воспитательного процесса.
В задачи курса входит: формирование
у молодого поколения этичного отношения к окружающему миру живых организмов;
воспитание у слушателей чувства ответственности человека за все живое на Земле формирование умений давать этическую оценку научным фактам и учитывать этические аспекты в будущей
профессиональной деятельности. Поэтому важное значение в этом плане имеет
этическая/ценностная направленность образования, которая объединяет различные
средства для достижения целей и задач в сфере формирования биоэтического
сознания студентов.
Действенным средством в подготовке
профессионально-ответственных специалистов является переход к педагогике
сотрудничества, предполагающей наряду с существованием традиционных методик
преподавания активные формы организации учебно-воспитательного процесса. К
числу таких форм можно отнести проблемные методы преподавания, включающие,
например, ситуационный анализ (или «case-study») как один из ведущих педагогических приемов, используемых в «проблемном
обучении». Англоязычное
словосочетание «case-study» в буквальном переводе на русский язык
означает «изучение ситуации», что лучше проясняет методологическую суть этого
подхода. Таким образом, «ситуационный анализ» предполагает определенную
последовательность в изучении и анализе конкретных биоэтических ситуаций.
В современной медицинской практике
как уже было отмечено выше, существует множество сложных и неоднозначных
ситуаций (казусов), которые обуславливают, с одной стороны, открытость и плюрализм
в поиске решений различных биомедицинских ситуаций на уровне специалистов, а с
другой – создание педагогических условий для обсуждения конкретных ситуаций в
рамках изучаемой тематики. Согласно этой модели преподавание предмета биоэтики
должно выстраиваться на основах толерантности, уважения любой точки зрения.
Рост объемов различных видов коммуникации, а также форм взаимодействия и
сотрудничества между людьми предусматривает совместную ответственность и
взаимные обязательства.
В связи с этим необходимо отметить
важность разрешения возникающих в ходе дискуссии спорных моментов в рамках так
называемой «коммуникативной этики» как одной из перспективных форм
педагогического взаимодействия в организации учебно-воспитательного процесса. Так, например, в учении немецкого философа К.-О.
Апеля одна из формулировок этического обоснования идеального коммуникативного
сообщества и совместной ответственности, звучит так: «Дискурсивная этика
является не специальной этикой аргументативных дискурсов, но этика солидарной
ответственности всех, способных к аргументации, за все поддающиеся дискурсу
проблемы жизненного мира» [2, с. 116] .
По сравнению с традиционными
методиками проведения практических занятий, которые, как правило, порождают
инертное отношение учебной аудитории к обсуждаемой тематике, ситуационной
анализ открывает реальные возможности для привлечения большего числа студентов
к обсуждению вынесенной на семинар темы. Особенно эффективен этот метод для
трансляции биоэтических знаний, отличительной чертой которых является
интегративно-ситуативный характер проблем, конфликтов и решений, возникающие в
рамках той профессии, той деятельности, которой обучаются студенты.С этой целью нами были разработаны и
внедрены в учебную практику ситуационные задачи по курсу «Основы биоэтики» [1].
В соответствии с этим подходом
биоэтические знания, полученные в ходе лекционных занятий будут иметь прочный
характер, а закрепленные и апробированные на практических занятиях в процессе
дискуссий, тренингов и других видов интерактивной деятельности – превращаться в
морально-этические убеждения.
Биоэтика в решении своей
главной целевой задачи опирается на
ключевые моменты некой биоцентристской философии, субъектом которой является
биос, т.е. абсолютно все живое на Земле. Гуманистические принципы биоэтики значительно приблизили решение этой задачи в духе укрепления гуманитарно-нравственной
атмосферы в системе здравоохранения. Отличительной
чертой биомедицинской этики является ее ситуативный характер. Поэтому рассмотрение конкретных
ситуаций (в медицинской практике они носят название казусов), требующих конкретного
решения в каждом конкретном случае, является необходимым атрибутом трансляции
биоэтических знаний. Биомедицинская этика в силу собственной ситуативности в
полной мере отвечает этому требованию. Идеи применения метода в биоэтическом
образовании сводятся к следующему:
- акцент переносится с трансляции готового
биоэтического знания на его выработку в творческом содружестве преподавателя и
студента;
- студент равноправен с другими студентами
и преподавателем в процессе обсуждения проблемы;
- результатом применения метода являются
не только приобретение знаний в области биоэтики, но и навыки профессиональной
медицинской деятельности;
- применение метода способствует развитию
системы моральных и профессиональных ценностей, у студента вырабатываются
четкие биоэтические позиции и установки, складывается профессиональное научное
мировоззрение;
Таким образом, методы ситуационного
обучения могут значительно повысить уровень биоэтической грамотности и
просвещенности студентов, и в конечном счете, содействовать реализации задач по
формированию биоэтической ответственности будущих специалистов.
Литература
1.
Соколов В.М. Ситуационные задачи по курсу «Основы биоэтики»./Практикум. - Бирск: БФ
БашГУ, 2015. - 41с.
2.
ApelK.-O., DiskursundVerantwortung. Frankfurta. M.,
1988. С. 116.
|