Главное меню

ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ БИОЭТИКИ PDF Печать E-mail
Автор: Соколов В.М.   
21.04.2019 11:49


ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ БИОЭТИКИ

Соколов В.М., канд.филос.наук, доцент

г.Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

 

В современном мире заметно возрастает значение качества профессионального образования как важного фактора социально-экономического прогресса общества и развития творческого потенциала человека. В настоящее время одним из ведущих направлений деятельности ЮНЕСКО становится совершенствование биоэтического образования в мире. Вслед за глобальным распространением науки и технологии введение в образовательные программы учебного курса «Биоэтика» также становится все более актуальным.


Биоэтика как учебная дисциплина и предмет преподавания призывает к живым дискуссиям, обсуждению конкретных этических ситуаций и дилемм, апеллирует к нравственной позиции самого студента, его собственному отношению к проблеме. Это и поднимает биоэтическое мышление до статуса философского. Оно помогает определить моральные критерии поведения, влияет на динамику профессионального самосознания, выработку критериев биоэтически ответственного мышления и поведения.


В условиях переживаемого кризиса информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики. Особое значение в поиске новых методов профессионального образования имеет необходимость интенсификации преподавания биоэтики.В сфере медицинского образования особую значимость имеет перенос разработок идейно-содержательного концепта биоэтики из стадии научно-педагогических и медико-философских исследований в практическую плоскость учебно-воспитательного процесса.


В задачи курса входит: формирование у молодого поколения этичного отношения к окружающему миру живых организмов; воспитание у слушателей чувства ответственности человека за все  живое на Земле формирование умений  давать этическую оценку научным фактам и  учитывать этические аспекты в будущей профессиональной деятельности. Поэтому важное значение в этом плане имеет этическая/ценностная направленность образования, которая объединяет различные средства для достижения целей и задач в сфере формирования биоэтического сознания студентов.


Действенным средством в подготовке профессионально-ответственных специалистов является переход к педагогике сотрудничества, предполагающей наряду с существованием традиционных методик преподавания активные формы организации учебно-воспитательного процесса. К числу таких форм можно отнести проблемные методы преподавания, включающие, например, ситуационный анализ (или «case-study») как один из ведущих педагогических приемов, используемых в «проблемном обучении». Англоязычное словосочетание «case-study» в буквальном переводе на русский язык означает «изучение ситуации», что лучше проясняет методологическую суть этого подхода. Таким образом, «ситуационный анализ» предполагает определенную последовательность в изучении и анализе конкретных биоэтических ситуаций.


В современной медицинской практике как уже было отмечено выше, существует множество сложных и неоднозначных ситуаций (казусов), которые обуславливают, с одной стороны, открытость и плюрализм в поиске решений различных биомедицинских ситуаций на уровне специалистов, а с другой – создание педагогических условий для обсуждения конкретных ситуаций в рамках изучаемой тематики. Согласно этой модели преподавание предмета биоэтики должно выстраиваться на основах толерантности, уважения любой точки зрения. Рост объемов различных видов коммуникации, а также форм взаимодействия и сотрудничества между людьми предусматривает совместную ответственность и взаимные обязательства.


В связи с этим необходимо отметить важность разрешения возникающих в ходе дискуссии спорных моментов в рамках так называемой «коммуникативной этики» как одной из перспективных форм педагогического взаимодействия в организации учебно-воспитательного процесса. Так, например, в учении немецкого философа К.-О. Апеля одна из формулировок этического обоснования идеального коммуникативного сообщества и совместной ответственности, звучит так: «Дискурсивная этика является не специальной этикой аргументативных дискурсов, но этика солидарной ответственности всех, способных к аргументации, за все поддающиеся дискурсу проблемы жизненного мира» [2, с. 116] .


По сравнению с традиционными методиками проведения практических занятий, которые, как правило, порождают инертное отношение учебной аудитории к обсуждаемой тематике, ситуационной анализ открывает реальные возможности для привлечения большего числа студентов к обсуждению вынесенной на семинар темы. Особенно эффективен этот метод для трансляции биоэтических знаний, отличительной чертой которых является интегративно-ситуативный характер проблем, конфликтов и решений, возникающие в рамках той профессии, той деятельности, которой обучаются студенты.С этой целью нами были разработаны и внедрены в учебную практику  ситуационные задачи по курсу «Основы биоэтики» [1].


В соответствии с этим подходом биоэтические знания, полученные в ходе лекционных занятий будут иметь прочный характер, а закрепленные и апробированные на практических занятиях в процессе дискуссий, тренингов и других видов интерактивной деятельности – превращаться в морально-этические убеждения.


Биоэтика  в решении своей главной целевой  задачи  опирается на ключевые моменты некой биоцентристской философии, субъектом которой является биос, т.е. абсолютно все живое на Земле. Гуманистические принципы  биоэтики  значительно приблизили решение этой задачи  в духе укрепления гуманитарно-нравственной атмосферы в системе здравоохранения. Отличительной чертой биомедицинской этики является ее ситуативный характер. Поэтому рассмотрение конкретных ситуаций (в медицинской практике они носят название казусов), требующих конкретного решения в каждом конкретном случае, является необходимым атрибутом трансляции биоэтических знаний. Биомедицинская этика в силу собственной ситуативности в полной мере отвечает этому требованию. Идеи применения метода в биоэтическом образовании сводятся к следующему:      

   

- акцент переносится с трансляции готового биоэтического знания на его выработку в творческом содружестве преподавателя и студента;

- студент равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы;

- результатом применения метода являются не только приобретение знаний в области биоэтики, но и навыки профессиональной медицинской деятельности;

- применение метода способствует развитию системы моральных и профессиональных ценностей, у студента вырабатываются четкие биоэтические позиции и установки, складывается профессиональное научное мировоззрение;


Таким образом, методы ситуационного обучения могут значительно повысить уровень биоэтической грамотности и просвещенности студентов, и в конечном счете, содействовать реализации задач по формированию биоэтической ответственности будущих специалистов.


Литература


1.     Соколов В.М. Ситуационные задачи по курсу «Основы биоэтики»./Практикум. - Бирск: БФ БашГУ, 2015. - 41с.

2.     ApelK.-O., DiskursundVerantwortung. Frankfurta. M., 1988. С. 116.

 

 



Обновлено 21.04.2019 11:51
 
Яндекс.Метрика