Главное меню

Видеоблоги как эффективное средство обучения монологической речи студентов языковых вузов PDF Печать E-mail
Автор: Дорошина А.А.   
16.04.2019 08:37


ВИДЕОБЛОГИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ  МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

 

Дорошина А.А., магистрант БГУ им. И.Г. Петровского, г. Брянск

 

В современном мире знание иностранного языка занимает особое место в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов любой сферы профессиональной деятельности. Именно поэтому преподаватели высшей школы уделяют особое внимание процессу обучения иностранному языку – предмету, который требует особой методики преподавания. Педагог стремится повышать уровень эффективности освоения материала на иностранном языке, что в условиях внеязыковой среды является не самой простой задачей [2, с. 63].

 По этой причине преподавателю важно искать актуальные методики обучения, делая процесс изучения иностранного языка увлекательным и соответствующим современным стандартам. Несмотря на определенный технический прогресс, возможность общения студентов с носителями языка, а также использование навыков разговорной речи вне учебного заведения являются весьма непростыми задачами для реализации. Поэтому педагогу важно создавать реальные ситуации общения на занятиях по иностранному языку с использованием различныx методов работы [1, с. 21].

   Безусловно, важнейшей задачей является приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка. Для осуществления подобных целей необходимо обращаться к аутентичным материалам – видеофильмы и другие видеоматериалы. В таком случае реализуется одно из основных требований коммуникативной методики – представление процесса овладения языком как познание аутентичной иноязычной культуры; индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности студентов [1, с. 24].

Стоит отметить, что видеофильм – это не только полезный и увлекательный источник информации. Внедрение в учебный процесс видеофильма способствует развитию псиxической деятельности обучаемых, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в аудитории возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В подобных условияx даже не самый внимательный студент становится более сосредоточенным, поскольку для понимания содержания видео необxодимо приложить определенные усилия. Так, интенсивность внимания оказывает серьезное влияние на процесс запоминания информации. Одним словом, псиxологические аспекты влияния учебныx видеоматериалов на обучающихся (способность управлять вниманием каждого студента и всей аудитории, увеличивать прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на обучающихся и повышать мотивацию к изучению языка) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции [2, с. 22].        Кроме того, аутентичные видеоматериалы дают огромный выбор в изучении акцентов языка; позволяют различать общеупотребительную и специальную лексику, идиомы и т.д., причем в контексте разговора носителей изучаемого языка. Безусловно, такой опыт обеспечивает широкие возможности для овладения иноязычной культурой [4, с. 2].

На занятиях по иностранному языку можно использовать разные виды видеоматериалов: рекламные ролики или интервью с известными людьми, мультфильмы или сюжет о съемках триллера, сюжеты новостей и телепередач. В научно-методической литературе строгой классификации видеоматериалов не существует – педагог отбирает материал в зависимости от темы и целей занятия, а также от уровня подготовки обучаемых [1, с. 23].  

Не стоит забывать, что особенную популярность сегодня набирает такое явление Интернет-технологий, как видеоблог. Видеоблог (влог) – это разновидность блога. Пользователь периодически добавляет в блог датированные записи, служащие, как правило, его основным содержанием. Влог же имеет несколько иные характеристики: инструментом передачи информации в данном случае является видеоматериал [3, с 182]. Видеоблог в стандартном формате – это разработка и регулярное размещение видео-контента на одной из платформ, реализующих возможности социальных сетей (загрузка контента, подписка на создаваемые пользователем записи, размещение комментариев и проч.) [4, с.171].  Основными критериями любого видеоблога являются личность автора (индивидуального или коллективного) и тематика сообщения. На сегодняшний день наиболее популярной платформой видеоблогинга является YouTube [5, с 59].    Однако при выборе влога преподавателю необходимо уделять особое внимание тематике, а также содержащейся в данном видеоблога лексике. Важно грамотно внедрять представляемую информацию в образовательный процесс. Кроме того, важно разработать целую систему работы с видеоблогами, создать комплекс заданий с учетом необходимых характеристик [4, с 120]. Грамотное внедрение и использование данного вида Интернет-технологий развивает у обучающихся высокий уровень мотивации, а также способность выражать свое мнение на иностранном языке при обсуждении любых социальных тем и вопросов.

В период педагогической практики нами было проведено экспериментально-опытное исследование, в ходе которого на занятии по практике речи английского языка студенты 2 курса факультета иностранных языков имели возможность развивать лексические навыки по теме «Изучение иностранных языков», используя аутентичные видеоматерилы. Так, студентам были предложены 5 видеоблогов на заданную тематику, где 5 англоговорящих представителей разных стран рассуждают об интересных находках и советах в области изучения языка. После просмотра всех пяти видео студентам было предложено вывести общие правила, упомянутые каждым блогером. Затем в ходе обсуждения выбранных ими советов, мы выбрали наиболее эффективные. Каждый студент выразил свою точку зрения, объяснив, используя новую лексику, почему он предпочел одно правило другому, в чем эффективность выбранных им советов и т.д. В завершение студенты сформулировали свои советы для правильной мотивации и грамотного подхода к изучению иностранного языка. В качестве домашнего задания студентам предложено записать свой видеоблог с уже сформулированными правилами и советами. В ходе подобной работы на занятии студенты проявляют гораздо большую активность за счет увлекательной и необычной формы представления иноязычного материала. Уровень мотивации студентов к работе заметно увеличился за счет максимального приближения к представителям другой культуры в условиях неязыковой среды. Учитывая тему приведенного в пример занятия, аспект мотивации особенно актуален, т.к. студенты наблюдали, как говорят на английском языке представители других стран (включая непосредственно англичанина).  

Таким образом, видео выступает в качестве эффективного стимула для преобразования учебного процесса, делая занятия по иностранному языку живыми, увлекательными и познавательными. Обучаемые имеют возможность применить и углубить свои знания на незнакомом аутентичном материале. Основное внимание в таком виде работы уделяется аудированию, самому трудному аспекту в обучении иностранного языка. Однако при работе над видеоматериалом задействованы все четыре вида коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Одним словом, внедрение видео в процесс обучения является уникальным способом создания наиболее благоприятных условий для эффективного обучения иностранному языку в высшей школе.

  

Литература

1.                    Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 1999. – №3. – С. 20-25.

2.                    Леонтьева, Т. П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. – Минск, 1995. – С. 61-74.

3.                    Практический курс методики преподавания иностранныx языков / Андреасян И.М. [и др.]; под общ. ред. И.М. Андресян. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 288с.

4.                    Соловова, Е. Н. Использование видео на урокаx иностранного языка / Е. Н. Соловова // ЕLT NЕWS & VIЕWS. – 2003. – №1. – С.2-5.            

5.                    Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку. //Язык и культура № 4 (20) / 2012 URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/blogtehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku.

 

 

 

 



Обновлено 16.04.2019 08:40
 
Яндекс.Метрика