ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ И ФАКТОР ИНТЕРНЕТ-ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
Зайцев
Д.В., д-р соц. наук, профессор, г.Саратов, ФГБОУ ВО «СГТУ имени Гагарина Ю.А»
Правкина
Я.Ю., канд. соц. наук, г.Саратов, ФГБОУ ВО «СГАУ имени Н.И.Вавилова»
Интернет-занятость молодежи является в настоящее время глобализированным
трендом, имманентным современным обществам разного типа и
степени развития. Интернет-занятость строится на основе системного генезиса
информационно-коммуникативных технологий, виртуального пространства
межличностного взаимодействия. Современные информационно-коммуникативные
технологии стали основой не только профессиональной деятельности, но и
подготовки к ней, профессионального образования.
В научных кругах, как в России, так и за рубежом, активно обсуждается
дистанционная форма трудовой занятости (телеработа, интернет-работа). В
российских периодических изданиях анализируется опыт западных стран по
организации интернет-работы, перспективы и условия её развития в нашей стране [1,
с.147; 2, с. 205]. Сам вид интернет-труда, его функциональность, требования к
профессиональным компетенциям, наличию инфраструктуры видоизменяются последнее
время. В качестве примера формирования новых видов интернет-работы можно
рассматривать ведение блогов, которое приобрело все маркеры профессиональной
идентичности [3, с. 108].
Информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно
оптимизировать достижение соответствующих целей. Применение технологий
предполагает наличие совокупности психофизических задатков, способностей как у
представителей молодежи, так и более старших поколений. К ним, в частности,
относится определенный объём восприятия информации, скорость её обработки,
относительно высокая степень концентрации внимания, развития
аналитико-синтетических процессов (анализ, сравнение, обобщение, синтез,
установление причинно-следственных зависимостей и т.п.), умение контролировать
поведенческие реакции.
Молодежь в данном контексте оказывается в выигрышном положении по
объективным основаниям. Молодежь характеризуется активностью,
целеустремленностью, достижительностью, мобильностью (академической и профессиональной),
стремлением ко всему новому и прогрессивному.
Интернет-занятость, реализуемая на базе информационно-коммуникативных
технологий, выступает и условием, и фактором профессиональной самореализации
молодежи. С одной стороны, такая деятельность престижна, в силу наличия
комплекса явных и латентных позитивных параметров (например, работа в домашних
условиях, в любой точке мира), с другой – содержит значительный ресурс свободы
в выборе профессии, миграции из одной профессии в другую, что привлекает молодежь.
При том, что по результатам комплекса наших социально-психологических
исследований в 2018-2019 гг. среди молодых людей (N=175), интернет-занятость
представляет собой сформировавшуюся социально-трудовую практику, одинаково
активно используемую и юношами, и девушками для своего трудоустройства, а высокий
уровень образования и высокая квалификация работника не являются обязательными
для успешности интернет-деятельности.
В качестве приоритетного заработка интернет-работа характерна для
половины опрошенных, и она не связана, чаще всего, с полученным образованием
или имеющимся профессиональным опытом. Основными проблемами реализации
виртуальной занятости, прежде всего, являются экономические, представленные,
например, недостаточностью средств для оборудования дистанционного рабочего
места, оплаты интернет-трафика, налогов и т.п. Также важной, особенно в
долгосрочной перспективе, выступает проблема законодательного регулирования интернет-работы.
Несмотря на то, что появилось определение дистанционной работы, данное
законодателем, механизмы, специфика взаимодействия интернет-работника и
виртуального работодателя не проработаны и не закреплены в современном
российском нормативно-правовом поле.
Данная ситуация продуцирует нестабильность практик интернет-занятости,
неуверенность интернет-работника в наличии работы и оплаты за неё в будущем. В
итоге, повышается уровень стресса, тревожности, которые при длительности
влияния негативного фактора, могут привести к депрессии работника,
трансформации семейных взаимоотношений. Однако, семейно–личностную проблематику
осознаёт и, соответственно, упоминает в ответах лишь 5% молодых людей. При
этом, традиционными проблемами являются ненормированность рабочего дня,
необходимость работать без отпуска.
* * *
Литература
1.
Есипов А.С. Заемный труд и дистанционная
занятость: новые вызовы для регулирования социально-трудовых отношений //
Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, 2011. №2. С. 145-152.
2.
Зайцев
Д.В., Щелокова И.А. Виртуальная дистанционная занятость молодежи:
социальное значение и прогноз // Бюллетень науки и практики, 2016. №9.
С. 204-207.
3.
Печенкин В.В. Потехина Е.В. Блогосфера
как площадка профессионального самоопределения // Актуальные проблемы экономики
и менеджмента, 2015. № 2(06). С. 106–111.
|