Главное меню

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ И ФАКТОР ИНТЕРНЕТ-ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ PDF Печать E-mail
Автор: Зайцев Д.В. Правкина Я.Ю.   
15.04.2019 15:07

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ И ФАКТОР ИНТЕРНЕТ-ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

 

Зайцев Д.В., д-р соц. наук, профессор, г.Саратов, ФГБОУ ВО «СГТУ имени Гагарина Ю.А»

Правкина Я.Ю., канд. соц. наук, г.Саратов, ФГБОУ ВО «СГАУ имени Н.И.Вавилова»

 

Интернет-занятость молодежи является в настоящее время глобализированным трендом, имманентным современным обществам разного типа и степени развития. Интернет-занятость строится на основе системного генезиса информационно-коммуникативных технологий, виртуального пространства межличностного взаимодействия. Современные информационно-коммуникативные технологии стали основой не только профессиональной деятельности, но и подготовки к ней, профессионального образования.


В научных кругах, как в России, так и за рубежом, активно обсуждается дистанционная форма трудовой занятости (телеработа, интернет-работа). В российских периодических изданиях анализируется опыт западных стран по организации интернет-работы, перспективы и условия её развития в нашей стране [1, с.147; 2, с. 205]. Сам вид интернет-труда, его функциональность, требования к профессиональным компетенциям, наличию инфраструктуры видоизменяются последнее время. В качестве примера формирования новых видов интернет-работы можно рассматривать ведение блогов, которое приобрело все маркеры профессиональной идентичности [3, с. 108].


Информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно оптимизировать достижение соответствующих целей. Применение технологий предполагает наличие совокупности психофизических задатков, способностей как у представителей молодежи, так и более старших поколений. К ним, в частности, относится определенный объём восприятия информации, скорость её обработки, относительно высокая степень концентрации внимания, развития аналитико-синтетических процессов (анализ, сравнение, обобщение, синтез, установление причинно-следственных зависимостей и т.п.), умение контролировать поведенческие реакции.  


Молодежь в данном контексте оказывается в выигрышном положении по объективным основаниям. Молодежь характеризуется активностью, целеустремленностью, достижительностью, мобильностью (академической и профессиональной), стремлением ко всему новому и прогрессивному.

Интернет-занятость, реализуемая на базе информационно-коммуникативных технологий, выступает и условием, и фактором профессиональной самореализации молодежи. С одной стороны, такая деятельность престижна, в силу наличия комплекса явных и латентных позитивных параметров (например, работа в домашних условиях, в любой точке мира), с другой – содержит значительный ресурс свободы в выборе профессии, миграции из одной профессии в другую, что привлекает молодежь.


При том, что по результатам комплекса наших социально-психологических исследований в 2018-2019 гг. среди молодых людей (N=175), интернет-занятость представляет собой сформировавшуюся социально-трудовую практику, одинаково активно используемую и юношами, и девушками для своего трудоустройства, а высокий уровень образования и высокая квалификация работника не являются обязательными для успешности интернет-деятельности.


В качестве приоритетного заработка интернет-работа характерна для половины опрошенных, и она не связана, чаще всего, с полученным образованием или имеющимся профессиональным опытом. Основными проблемами реализации виртуальной занятости, прежде всего, являются экономические, представленные, например, недостаточностью средств для оборудования дистанционного рабочего места, оплаты интернет-трафика, налогов и т.п. Также важной, особенно в долгосрочной перспективе, выступает проблема законодательного регулирования интернет-работы. Несмотря на то, что появилось определение дистанционной работы, данное законодателем, механизмы, специфика взаимодействия интернет-работника и виртуального работодателя не проработаны и не закреплены в современном российском нормативно-правовом поле.


Данная ситуация продуцирует нестабильность практик интернет-занятости, неуверенность интернет-работника в наличии работы и оплаты за неё в будущем. В итоге, повышается уровень стресса, тревожности, которые при длительности влияния негативного фактора, могут привести к депрессии работника, трансформации семейных взаимоотношений. Однако, семейно–личностную проблематику осознаёт и, соответственно, упоминает в ответах лишь 5% молодых людей. При этом, традиционными проблемами являются ненормированность рабочего дня, необходимость работать без отпуска.

* * *

«Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ

в рамках научного проекта № 18-013-00560»

 

Литература

1.                Есипов А.С. Заемный труд и дистанционная занятость: новые вызовы для регулирования социально-трудовых отношений // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление, 2011. №2. С. 145-152.

2.                Зайцев Д.В., Щелокова И.А. Виртуальная дистанционная занятость молодежи: социальное значение и прогноз // Бюллетень науки и практики, 2016. №9. С. 204-207.

3.                Печенкин В.В. Потехина Е.В. Блогосфера как площадка профессионального самоопределения // Актуальные проблемы экономики и менеджмента, 2015. № 2(06). С. 106–111.


 
Яндекс.Метрика