АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С ПРОТОКОЛАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ |
Автор: Задорина Л. А. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.04.2019 13:13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С
ПРОТОКОЛАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Задорина Л. А., учитель
начальных классов, магистрант, Педагогическое
образование 44.04.01 / Управление
в образовании, г.
Архангельск, САФУ имени М. В. Ломоносова «Непрерывный процесс документационного обеспечения управления и активная информационно – образовательная среда современной образовательной организации способствуют увеличению числа документов, участвующих в документообороте организации. Это значительно усложняет документооборот образовательной организации и приводит к снижению его эффективности. Возникает необходимость совершенствовать процесс документационного обеспечения управления образовательной организации. Повышения эффективности документационного обеспечения функционирования образовательной организации можно достичь путём информатизации документооборота» [1, с 233]. Цель информатизации документооборота заключается в повышении эффективности работы с документами через внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему организации работы с документами образовательной организации. Доступным способом информатизации документооборота является автоматизация работы с отдельными документами или пакетами документов. Автоматизация работы с документами предполагает организацию работы с использованием компьютерной техники, реализующей возможности телекоммуникационных и информационных технологий. В процессе автоматизации документооборота информационно – коммуникационные технологии обеспечивают «информационную поддержку современных методов ведения делопроизводства в образовательном учреждении, в том числе документооборота; оперативность принятия управленческих решений с возможностью дистанционного оповещения о принятых решениях; оперативное планирование, проектирование и управление учебно – воспитательным процессом» [2, с. 3]. На современном этапе образовательные организации обеспечивают эффективную работу с документной информацией через внедрение систем электронного документооборота (СЭД), через применение автоматизированных информационных систем (АИС), формирующих современную электронную информационно - образовательную среду (ЭИОС), а также посредством локальных электронных сетей. Использование вышеперечисленных ИКТ средств для автоматизации документационного обеспечения управления образовательной организацией и образовательного процесса не обеспечивают в полной мере автоматизацию работы с документами, относящимися к специальной учебно – методической документации, отражающей специфику образовательного процесса образовательной организации. В качестве примеров таких документов назовём: «Протокол и анализ проверки техники чтения», «Анализ аттестационной работы учащихся», «Результативность методического сопровождения педагогов» и др. Практика показывает, что шаблоны подобных документов предоставляются педагогам для заполнения на бумажных носителях (заполняются «от руки») или в электронном виде для заполнения с последующим распечатыванием. Шаблоны указанных документов не позволяют вычислять суммарные данные, средний балл, проценты и др. Документная информация дублируется в отдельных документах. Кроме этого, работа с учебно – методической документацией осложняется проблемами: хранения данной документной информации; организации доступа к документам; организации совместной работы с документом; обмена информацией по содержанию документа и др. Автоматизация работы с учебно – методическими документами внутреннего документооборота позволяет повысить эффективность организации работы с документами на базе автоматизированных рабочих мест (АРМ) педагогов, без использования СЭД и АИС. В рамках эксперимента, который проводился на базе общеобразовательной организации, реализовывалась программа информатизации образовательной среды. Отдельные проекты программы были направлены на информатизацию документационного обеспечения образовательной организации. Вместе с этим, в данной организации на уровне начального общего образования реализуется образовательная программа по системе учебников «Начальная школа XXI века». Эта образовательная программа предусматривает систематическое (в начале, в середине и в конце учебного года) проведение педагогической диагностики авторов Журовой Л. Е., Евдокимовой А. О., Кузнецовой М. И., Кочуровой Е. Э. как одной из форм контроля планируемых результатов обучения младших школьников. Цель данной педагогической диагностики – это регулярное отслеживание уровня формирования метапредметных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников, выявления трудностей формирования УУД и установление причин возникновения этих трудностей. Отчёт о результатах проведения диагностики учителя предоставляют руководителю методического объединения начальных классов в виде протоколов на бумажных носителях, все вычисления в которых выполняются «вручную». Итоговые показатели вычислений заносятся в аналитические документы – графики («профиль ученика»), которые позволяют отслеживать результаты формирования отдельных метапредметных УУД у каждого учащегося и в классе в целом («профиль класса»). Проверка бланков диагностики, обработка результатов и заполнение отчётной документации требует от педагогов колоссальных временных затрат, не смотря на то, что авторы диагностики предоставили педагогам подробный и качественный инструментарий для выполнения анализа и протоколирования результатов указанной педагогической диагностики. Для снижения трудозатрат при работе с протоколами педагогической диагностики было принято решение автоматизировать работу педагогов начальных классов с указанными отчётными документами и повысить качество интерпретации результатов, которые необходимо учитывать при планировании работы педагога, методической службы и в целом для построения стратегии образовательной организации (ОО), направленной на повышение качества обучения младших школьников. В связи с этим, был разработан проект «Автоматизация работы педагогов с протоколами педагогической диагностики». Цель проекта:
Автоматизировать процесс работы с пакетом электронных документов – бланков
протоколов и бланков анализа результатов выполнения педагогической диагностики. Задачи
проекта: 1.
Создать
электронный пакет бланков протоколов и бланков анализа результатов выполнения
диагностики на уровне начального общего образования. 2.
Организовать
работу с электронными документами. 3.
Определить
требования успешной реализации проекта, обеспечивающего информатизацию
документооборота ОО. Ресурсное
обеспечение проекта: Ресурсное
обеспечение проекта можно считать достаточным, если: -
каждый
участник проекта имеет доступ к автоматизированному рабочему месту, оснащённому
выходом в сеть «Интернет»; - каждый участник проекта владеет навыками работы с электронным табличным процессором Microsoft Excel и текстовым редактором Microsoft Word. Таблица
1 – Ресурсное обеспечение проекта
Календарный план проекта (проект реализуется
в течение 1 учебного года) Таблица 2 – Календарный план проекта
Анализ возможных рисков и способов их
снижения Таблица
3 – Риски проекта и способы их снижения
Ожидаемые результаты проекта 1.
Создание электронных шаблонов - бланков
протоколов и бланков анализа педагогической
диагностики в формате Microsoft Excel
(проектный продукт). 2.
Повышение качества шаблонов - бланков
протоколов и бланков - анализа педагогической диагностики. 3.
Получение новых возможностей анализа результатов проведения педагогической
диагностики. 4.
Сокращение трудозатрат на обработку
документов. 5.
Повышение уровня ИКТ компетентности
педагогов. 6. Сокращение затрат на расходные материалы (бумага, картриджи к печатающим устройствам). Использование современных и активно развивающихся технологий является важной задачей в процессе документационного обеспечения образовательной организации. Реализация проекта способствовала повышению качества документов и качества организации внутреннего специального документооборота ОО. Были определены требования успешной реализации проекта, обеспечивающего информатизацию документооборота ОО: -
обеспечение
достаточной ресурсной базы; -
предварительное
изучение системы действующего документооборота ОО, с целью выявления
недостатков, которые можно устранить путём его информатизации; - необходимость
учитывать, что информатизация документооборота является составляющей
комплексной информатизации ОО. Литература 1. Задорина Л. А.
Актуальность информатизации документооборота образовательной организации //
Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития:
сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции. Москва, 18
июня 2018 г. / под ред. Н. Л. Соколовой, М. Г. Сергеевой, Л. Ж. Каравановой. –
Москва: РУДН, 2018. – 579 с. 2. Кузнецова М. И. Современная система контроля и
оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя / М.
И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 432 с. 3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата
информатизации образования / под ред. И. В. Роберт, Т. А. Лавиной, Л. Л.
Босовой. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 69 с. |