Главное меню

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА PDF Печать E-mail
Автор: Бабий Т.В.   
01.04.2019 13:27

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА

 

Бабий Т.В., студентка специальности «Специальное (дефектологическое) образование», 2 курс,

г. Саранск, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева»

 

Проблема увеличения численности детей с нарушениями речи в настоящий момент времени стоит особенно остро. Речевая патология оказывает негативное влияние на развитие всех сторон психофизического развития ребенка. Это проявляется в нарушенном формировании познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти), эмоционально-волевой и социально-личной сферы (агрессивность, раздражительность, замкнутость, повышенная обидчивость, негативизм на свой дефект), а также двигательных процессов (неловкость, замедленность движений, недостаточная их скоординированность). Трудности в осуществлении коммуникативной деятельности служат одним из главных препятствий в овладении социокультурным и духовно-нравственным опытом, приводят к недостаточному освоению умений и навыков учебной и практической деятельности,  а это, в свою очередь, отражается на процессах социализации и адаптации, выражающихся в увеличении сроков их протекания. Одним из возможных путей преодоления  данных трудностей, является применение в коррекционно-образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, использование которых повышает познавательную активность детей,  предупреждает их утомление и оптимизирует коррекционный процесс.  


Уже на протяжении многих лет ученые исследуют наиболее эффективные средства преодоления речевых нарушений, разрабатывают новые технологии, направленные на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса. Особое внимание в логопедии уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий, которые строятся на базовых психолого-педагогических и методологических положениях Л. С. Выготского,  П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева и др. Информационные технологии в современном понимании предполагают использование компьютеров, видео, мультимедии, аудиовизуального оборудования и других технологий для работы с информацией. Применение данных технологий имеет огромное значения для всего логопедического процесса. С одной стороны, они способствуют созданию непринужденной, комфортной атмосферы для ребенка, положительного эмоционального настроя на занятиях, оптимизации понимания и запоминания учебного материала. С другой стороны, информационно-коммуникационные технологии направлены на решение коррекционных задач, связанных с развитием правильного звукопроизношения лексико-грамматических средств языка, плавного и длительного выдоха, совершенствованием просодической стороны речи, увеличением словарного запаса и развитием речевой активности. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий велики. Их применяют для логопедического обследования воспитанников, в процессе индивидуальных и групповых занятий, при работе с родителями, ведении документации, повышении собственных знаний и др. [4, c. 622].


 Дети с речевыми нарушениями отличаются повышенной отвлекаемостью, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, трудностью запоминания и воспроизведения определенного материала. Широкое использование красочных, ярких изображений на экране, различных анимаций, специальных эффектов, звукового сопровождения и других возможностей компьютерных технологий позволяют преодолеть данные проблемы. Наряду с этим, активное применение данных технологий на занятии способствует повышению мотивационной установки детей на включение в коррекционно-образовательный процесс, что является важным фактором динамики речевого развития ребенка, потому что именно от активности самих детей и их положительного настроя зависит эффективность логопедической работы.


В многочисленных исследованиях указывается, что через игру дети быстрее и прочнее усваивают материал, наиболее активно происходит речевое развитие, это связано с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. С помощью комплекса компьютерных игр и логопедических тренажеров усваиваются определенные знания, расширяется круг представлений об окружающем мире, формируются учебные навыки, развивается самостоятельность, усидчивость, сконцентрированность на выполнении заданий, коррегируются и достигают оптимального уровня развития познавательные процессы.


У детей с речевой патологией, особенно имеющих тяжелые нарушения речи, наблюдаются отклонения в функционировании всех компонентов речевой системы, затрагивающих фонетико-фонематическую, грамматическую и лексическую стороны. Одним из эффективных путей коррекции представленных компонентов речевой деятельности является применения мультимедийных презентаций, использование которых в настоящий момент времени доступно каждому человеку. Они способствуют логопеду сделать коррекционно-образовательный процесс увлекательным и интересным для ребенка, предоставить изучаемый материал логично, лаконично, научно-обосновано, с использованием средств наглядности: иллюстраций, видеофрагментов, аудиозаписей. При такой организации логопедической работы задействованы зрительная, слуховая и тактильная анализаторные системы, что приводит к лучшему запоминанию учебного материала, усвоению правильных речевых навыков и самоконтролю за своей речью [1, c. 286].


Анализируя информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в настоящий момент времени, особое внимание следует уделить компьютерным обучающим программам. Охарактеризуем некоторые программы, которые наиболее часто используют логопеды в своей профессиональной деятельности.

 Компьютерная программа «Игры для Тигры» включает в себя четыре блока: «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика», «Просодика», направленных на развитие плавного и длительного   речевого выдоха, формирование и совершенствование просодической стороны речи, умений управлять модуляцией голоса, коррекцию и автоматизацию произношения нарушенных звуков, с последующим их включением слоги, слова, предложения, расширение словарного запаса и преодоление аграмматизмов. Отличительной чертой данной программы является наличие ярких иллюстраций, объемных изображений, звукового сопровождения.


Самым известным, эффективным и широко используемым средством развития, формирования и коррекции произносительной стороны речи является зарубежная программа «Видимая речь». Данная программа построена на использовании анимации, визуального контроля своей речи, игровых приемов, которые позволяют уменьшить время на формирование правильных речевых навыков, сделать коррекционный процесс наиболее увлекательным и интересным для ребенка. Программа «Видимая речь» предназначена для детей с нарушением звукопроизношения, сенсомоторных функций речи, голосообразования и слуха [2, c. 11].


Быстрое и осмысленное овладение навыками чтения возможно при использовании компьютерной программы «Баба яга учится читать». Изучение букв и слогов осуществляется через увлекательные приключения Бабы-Яги, которые сопровождаются частушками про буквы, стихотворениями, красочной мультипликацией и анимацией. В основу этой программы положена методика опережающего чтения.


Особое внимание следует уделить компьютерной логопедической программе «Дэльфа-142», способствующей решать разнообразные коррекционные задачи, связанные с развитием дыхания, голосообразования, звукопроизношения, лексико-грамматического строя  и др. Она базируется на следующих принципах: простота управления, доступность и разнообразие стимульного материала, направленность на зону ближайшего развития, включение игровых приемов. Данная программа предоставляет задания различного уровня сложности в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ученика, а также позволяет сочетать логопедическую работу с совершенствованием восприятия, внимания, памяти. Основными направлениями работы с тренажером являются формирование фонематического восприятия, навыков чтения, связного высказывания, обучение грамоте,  расширение лексического запаса, овладение новыми речевыми конструкциями [3, c, 501].


Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности логопеда играют важную роль, становятся эффективным средством воздействия в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне традиционных технологий инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи, повышают мотивацию детей к активному участию в коррекционном процессе.  Применение электронных ресурсов позволяет значительно сэкономить время, стимулирует развитие таких волевых качеств, как сосредоточенность, усидчивость, самостоятельность, целенаправленность в осуществлении деятельности, способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире и раскрывает его творческий потенциал.

 

Литература

1.  Антонова А. В. Использование компьютерных технологии в логопедической практике // Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева: труды Всероссийской научно-методической конференции Саранск, 2017. С. 283-288.

2.  Жукова М. А. Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной педагогике: современные возможности визуализации речи в обучении произношению // Вестник образовательного консорсоциума среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки, 2014. № 4. С. 10-12.

3.  Кислякова М. А. Обзор компьютерных программ для логопеда // Ученые заметки ТГОУ, 2016. Т. 7. № 4-1. С. 499-503.

4.  Терентьева А. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда доо // Преемственность в образовании, 2018. № 17. С. 621-627.


 
Яндекс.Метрика