Проблемы дистанционного обучения биологии на современном этапе Печать
Автор: Чевтаева В.Г.,Маковеева О.С.   
23.04.2018 10:19


ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Чевтаева В.Г., магистрант

г. Пенза, ФГБОУ ВО ПГУ

Маковеева О.С., канд.пед.наук, доцент

г. Пенза, ФГБОУ ВО ПГУ


Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, которые позволяют получать образование на расстоянии. Использование именно дистанционного обучения становится все более актуальным в связи с возрастающим объемом информации и ускорением темпа жизни. Развитие всемирной паутины Интернет и снижение цен на информационные услуги создают условия, когда дистанционное обучение становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования, поскольку позволяет людям обучаться в удобное время, в удобном месте и с удобной интенсивностью, не прекращая при этом других видов деятельности [1].


В настоящее время, когда персональный компьютер и возможность выхода в Интернет есть практически в каждой семье - у многих открыты странички, блоги, живые журналы в социальных сетях (например, «ВКонтакте»). Вместе с тем зачастую родителям некогда или неудобно знакомиться с информацией, представленной в группе детского сада в виде распечаток и ксерокопий статей, объявлений и т.п. Кроме того, поиск и обмен информацией и изображениями (фотографиями) все чаще происходит на электронных носителях, а не на бумажных. Поэтому появляется насущная необходимость использования современных компьютерных технологий в работе с родителями и детьми.


Дистанционное обучение позволяет обучающемуся, совместно с учителем, составить свой  индивидуальный образовательный маршрут, на котором есть возможность регулировать объем, содержание и качество учебного материала, способы подачи материала, темп занятий, временные рамки [2].

На наш взгляд, возможности дистанционного обучения достаточно широки и позволяют усваивать материал, в основном, за счёт самостоятельного изучения, а также получать консультации учителя через Интернет в режиме реального времени.


Очень часто дистанционное обучения ассоциируют с обучением, которое направлено только на детей с ОВЗ, так как они в силу своего состояние не могут посещать  школу в обычном рабочем режиме. Но необходимо учитывать не только эту группу обучающихся, гораздо чаще дистанционное обучение вменяется в случаях, когда ребенок находится на спортивных сборах или соревнованиях, в отъезде по уважительной причине, когда пропускает занятия по болезни. На наш взгляд, очень важно не упускать из виду эту группу обучающихся. Дистанционное обучение позволяет им не отставать от рабочей программы и, наряду с другими детьми, получать знания и взаимодействовать с учителем.


Дистанционное образование это процесс приобретения знаний, умений и навыков с помощью образовательной среды, которая основана на использовании современных информационных технологий, которые, в свою очередь, обеспечивают обмен учебной информацией на любом расстоянии. Дистанционное обучение позволяет сопровождать обучающегося во время изучения, направить процесс получения знаний только в адрес одного ребенка, что дает ему больше уверенности и свободы в процессе образования. Данный способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся [2].


Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может позволить себе  учиться в удобном для него месте, по индивидуальному расписанию, согласованному с учителем, имея при себе комплект специальных необходимых средств для комфортного обучения и согласованную возможность контакта с учителем через электронную почту, социальную сеть.


Биология - это наука о живой природе, и при ознакомлении с любым ее разделом, пусть то ботаника, зоология, анатомия, ребенку важно увидеть объект своего изучения. Это позволяет лучше понять изучаемый материал, повысить мотивацию к учению и поддерживать и в дальнейшем развивать интерес. Дистанционное обучение неплохо обеспечивает наглядность, но не материальную, то есть ребенок не может потрогать и посмотреть реальный живой объект.  На уроках биологии в школе обучающимися используется реальный природный материал для изучения (гербарии, чучела животных, микропрепараты и др.). Но в то же время на уроке очень часто бывает недостаточно времени, чтобы продемонстрировать учащимся все, что необходимо. И в этом случае дистанционное обучение имеет свои преимущества в плане безграничного информационного пространства, предоставляемого обучающемуся [3].


Дистанционные образовательные технологии  актуальны не только в ситуациях, когда педагог и учащиеся пространственно  удалены друг от друга.  Эти технологии позволяют сделать более комфортным для всех субъектов процесс очного обучения.


В современной образовательной среде наблюдаются две пугающие тенденции, которые препятствуют должному успешному внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс. Первая тенденция связана с тем, что образовательным учреждением не в полном объеме была предоставлена информация обо всех тонкостях и особенностях дистанционного обучения, при чем не только о сложностях, но и об успехах внедрения ИКТ в образовательный процесс. Педагоги, которые не владеют информацией, не желают осваивать и внедрять данную форму обучения в полном объеме, относятся к ней подозрительно и недоверчиво. Вторая тенденция, которая стала преградой для дистанционного обучения на современном этапе, это заформализованность отношения к электронному обучению со стороны организаторов процесса обучения. Другими словами, так как многие учителя относятся к так называемой «старой школе», которая, насторожено относится к ИКТ-технологиям в образовании, а социальные сети вообще никакой связи не имеют с процессом обучения, по их мнению, то процесс модернизации образовательного процесса из-за этого затрудняется [4].


Как и любая технология, технология дистанционного обучения имеет свои «минусы» и «плюсы».

Среди основных «плюсов» можно выделить:

·        удобство планирования личного рабочего времени ;

·    зачастую личная заинтересованность в получении образования, инициатива;

·        свобода выбора рабочего места, удобство;

·    разнообразие и большой объем доступных, отобранный учителем, информационных ресурсов;

·        активное использование компьютерных технологий во взаимной передаче учебных материалов;

·       повышение ИКТ-компетенций обучающегося и учителя;

·      совершенствование умений и навыков излагать материал кратко, емко, логично;

·    уникальная возможность индивидуального взаимодействия между учителем и обучающимися (индивидуальный подход) между очными уроками;

·        основная оценка результатов обучения ребенка складывается из его индивидуальной работы (домашнее задание, тесты, проекты);

·        обучающийся и его родители могут видеть полную картину его работы [5].


К числу очевидных «Минусов» можно отнести:

·        у обучающихся возникает соблазн отложить работу;

·        сложность выстраивания мотивационных компонентов, которые должны постоянно обеспечивать высокий мотивационный уровень, стремление к самостоятельной работе в процессе дистанционного обучения;

· у некоторых детей встречается отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности без взаимодействия с учителем;

·        жесткие временные рамки на выполнение заданной работы;

·        не для всех жителей России в равной мере могут быть доступны определенные цифровые ресурсы дистанционного обучения;

·   большие затраты времени для подготовки домашнего задания, ввиду увеличения объема, задаваемого материала;

·        зачастую у обучающихся отмечается ухудшение владения устной речью;

·        снижается коммуникативная культура в развитии личности;

·  малоподвижность и длительное нахождение в стационарном состоянии приводят к ухудшению физического здоровья обучающегося;

·        необходимость освоения базовых и углубленных навыков работы с ПК, программами и приложениями, необходимыми для выполнения заданий [5].


Таким образом, специфическими чертами дистанционного обучения как формы обучения можно считать:

1)В отличие от традиционных форм обучения, дистанционное обучение обеспечивает, с одной стороны, эффективную мобильную обратную связь, предполагаемую самим учебным материалом, а с другой – непосредственную регулярную обратную связь с учителем по сети, а также возможность общения в сети с другими обучающимися.

2)Главным и принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов обучения является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная активная познавательная деятельность ученика. Отсюда необходима гибкая система организации дистанционного образования, которая позволяет приобретать знания там, тогда и где это удобно ученику. Важно, чтобы обучающийся не только усвоил определенный заданный объем знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, грамотно работать с информацией, осуществлять ее отбор и классификацию. Обучающийся должен освоить навыки самообразования, чтобы в дальнейшем автономно применять их в непрерывном процессе обучения. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучающийся с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, которая не ограничивается только овладением знаниями, но и непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных практических задач. В ходе такого обучения, обучающиеся должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения, а также отбирать наиболее достоверные источники информации, уметь работать с полученной информацией  [2].

 

Литература

1. Чевтаева В.Г., Маковеева О.С.  Реализация дифференцированного подхода в  обучении биологии посредством социальной сети Вконтакте // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и ВУЗе / Под ред. М.А. Родионова. - Пенза, 2016.

2. Подгребельная  Н.И. Педагогические условия активации познавательной деятельности в системе дистанционного обучения / Подгребальная Н.И. - Ставрополь, 2001.

3. Широкова Р.С. Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии // Широкова Р.С. - Санкт-Петербург, 2014.

4. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации / Никуличева В.Н. - М.: Федеральный институт образования, 2016. - С. 3-14.


5. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты – Режим доступа: URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm (Дата обращения 27.01.18).


Обновлено 23.04.2018 11:18