Главное меню

КРИТЕРИИ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ТОЧНЫХ ИЛИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ PDF Печать E-mail
Автор: Абдуллаева С.У.,Бозорова И.Ж.   
09.04.2018 11:19


КРИТЕРИИ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ТОЧНЫХ ИЛИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Абдуллаева С.У. (старший преподаватель Каршинского филиала ТУИТ)

Бозорова И.Ж. (студентка 3- го курса Каршинского филиала ТУИТ)

 

Реализация права на образование  лиц с ОВЗ, в настоящее время является острой проблемой. Наряду с другими правами человека право на образование является одним из фундаментальных прав человека.

         Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией Узбекистана, а также иными нормативными правовыми  актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав. 

         Необходимо дать детям с ОВЗ доступное им качественное образование для того, чтобы они смогли стать полноценными и полезными членами общества, способными самостоятельно обеспечивать себя и по возможности исполнять гражданские обязанности, быть социально активными.

         Государство гарантирует, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Поэтому возникает проблема, как максимально полно реализовать образовательные потребности детей с ОВЗ. Невозможно решить ее без кардинальных изменений в структуре образования.

 

    В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что наш век  – это век информаций.


   Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для  самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. А также  преодолеть барьеры, отделяющие их от учебных заведений, библиотек, учите­лей и соучеников.


         ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

         Электронное обучение диктует свою специфику организации учебного про­цесса, отбора средств обучения, обу­чающих методов и приемов. Будучи гибким, процесс такого обучения легко адаптируется под возможности ребен­ка. Например, учащийся может выби­рать последовательность изучения ма­териалов, прямо из дома получать дос­туп ко всем нужным учебным пособи­ям. Интерактивное по своей сути обу­чение обеспечивает каждому ученику общение с преподавателем и другими учениками. Для учащегося, имеющего проблемы со здоровьем, крайне важ­но, чтобы продолжительность изуче­ния материала могла определяться им самим. Электронное обучение предос­тавляет ему такую возможность. Каж­дый ученик учится в своем темпе, и потому за тот же срок, скажем за год, один может пройти два предмета, а другой одиннадцать предметов.


         Преподаватель, ведущий электрон­ные уроки, может находиться на сколь угодно большом отдалении от ученика. Уровень усвоения учебного материала учитель фиксирует в электронной среде. Оценка дается по результатам тестирова­ния, участия ученика в форумах, выполне­ния им индивидуальных или групповых заданий в электронном виде. Поначалу большинство учащихся не вла­деют компьютерной грамотой, но осваи­вают ее очень быстро и вскоре в полном соответствии с требованиями преподава­телей начинают работать в системах Л/огс) (подготовка словесных текстов), Ехсеl (создание таблиц, графиков), Роwег Роint (создание слайдов, блок-схем, пре­зентаций).


         ЭОР как средство обучения обладают рядом  преимуществ  по сравнению с традиционными средствами обучения:

1. Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование  нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов.

2. Интерактивность.

         Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества;  вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося с ОВЗ в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия .

3. Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещением  в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

         Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.               

 4. Универсальность.

Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному  учебному предмету.


    Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Подтверждением этому могут стать слова известного экономиста Лестера Туроу: "Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов".

 Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией - только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.

     В связи с многообразием реальных технических систем и устройств и сложностью их функционирования предъявление учебного материала для точных или гуманитарных наук  с помощью средств информатизации электронного обучения должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятных, образных и действенных компонентов мышления обучаемых.                                                                                                                                 Образовательные электронные издания и ресурсы должны обеспечить отражение системы научных понятий образовательной области в виде многоуровневой иерархической структуры, каждый уровень которой соответствует определенному внутри дисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий. 

  Образовательные электронные издания и ресурсы должны предоставлять обучаемому возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутри дисциплинарного уровня абстракции знаний обучаемых на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.

         Представление учебного материала для точных или гуманитарных наук  в образовательном электронном издании или ресурсе должно соответствовать не только вербалъно-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням когнитивного процесса. Средство информатизации обучения должно строиться с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как: 
•    восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), 
•    внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), 
•  мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), 
•  память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти), 
•  воображение.

Создание и применение средств информатизации образования должны быть направлены на развитие как образного, так и логического мышления обучаемых.

Успех  в ЭОР учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника.

Дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Технологически эта помощь осуществляется в психологической  атмосфере  радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон.  Они ценят каждое ласковое слово и ловят улыбки и подбадривающие интонации учителя.

Электронное обучение позволяет получить полноценное школьное образование в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования, независимо от места проживания и материальных условий.

 

 

Литература:

1.     Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2.

2.     Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. 1994. - № 5. С. 55-61.

3.     Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.

4.     Матасов, Ю.Т. Дифференциальная диагностика -начальный этап интегрированного обучения//Специальное образование, 2015, №1(37), С. 37-42.



Обновлено 09.04.2018 11:29
 
Яндекс.Метрика