Главное меню

Реклама

О содержании предмета «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» PDF Печать E-mail
Автор: Мальцев Д.В.   
20.04.2017 00:00

УДК: 378.147.88

О содержании предмета «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

Мальцев Д.В.

г. Бирск,  ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

Аннотация: очерчена проблема преподавания дисциплины «ИКТ в образовании» по естественно научным и гуманитарным направлениям подготовки, а также при дневной и заочной форме обучения. Предложено содержание практической части учебной программы «ИКТ в образовании», максимально соответствующее различным направлениям подготовки и форм обучения.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии в образовании, ИКТ в образовании.


Процесс информатизации общества ожидаемо повлиял на образование. Мы говорим теперь об информатизации образования. Информационные и коммуникационные технологии стали не только важной составляющей классических предметов в школах, курсов лекций в вузах, но и выделились в отдельный предмет «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (ИКТ в образовании). В разных программах в названии данного предмета может опускаться слово «коммуникационные». Тогда он звучит как: «Информационные технологии в образовании». Тем не менее, речь идет об одном и том же. Современные информационные технологии немыслимы без коммуникационных технологий (облачные технологии хранения данных, лиценции на программное обеспечение и конечно видеочаты в различном исполнении).


Предмет «ИКТ в образовании» присутствует во всех педагогических специальностях, будь то учитель физической культуры или учитель математики. И по сути студенты должны получить одинаковые знания, умения, навыки. Компетенции могут отличаться совершенно незначительно, тем более учитывая, что они предполагают широкую трактовку, мы говорим об одном и том же предмете. Но это поверхностный взгляд. Многолетняя практика показывает, что студенты разных специальностей существенно отличаются в компьютерной грамотности. Безусловно, здесь ничего удивительного нет и это должно быть очевидно любому преподавателю. Но речь идет о том, что различия в компьютерной грамотности очень существенны. Настолько существенны, что предмет «ИКТ в образовании» может в результате кардинально менять свое содержание.


Если говорить о направлениях подготовки физико-математического факультета, то здесь «ИКТ в образовании» раскрывает учащимся возможности современных технологий в преподавании. По сути, идет знакомство с конкретными программными продуктами, системами интерактивной презентации, сервисами сети Интернет. В данном случае процесс освоения программ у студентов не вызывает никакой проблемы. Здесь позволительно сделать упор на методическую составляющую. Раскрыть студентам методику применения современных технологических возможностей. Таким образом, будущие учителя математики, физики и конечно информатики получают от данного предмета максимум. В случае с гуманитарным направлением подготовки ситуация складывается иная.


Будущие учителя русского языка и литературы, социологи и психологи изначально не обладают высокой компьютерной грамотностью. Для них основную проблему составляет именно освоение программных средств. Для раскрытия методики их применения в учебном процессе уже необходимо дополнительное время.


Еще сложнее ситуация с заочной формой обучения. До сих пор (2017 г.) встречаются студенты, которые практически не использовали компьютер. Особенно гуманитарные специальности. Здесь речь идет уже об обучении самым азам работы за компьютером. Учитывая малую аудиторную составляющую курса у заочного отделения, проблема становится существенной.


Безусловно, несмотря на разную форму обучения (очная, заочная) студенты должны освоить один и тот же объем знаний. Но на практике конечно все не так. Студенты заочной формы обучения испытывают большие трудности в освоении предмета «ИКТ в образовании». Сначала им необходимо стать уверенным пользователем компьютером. Затем освоить специализированные программы, применяемые в учебном процессе и затем уже осваивать методику применения данных программных средств.


Учитывая вышеизложенные проблемы, автором предложено содержания учебной программы «ИКТ в образовании» максимально подходящее для разных направлений подготовки. Речь идет о программных продуктах и технологиях. Условно они разбиты на 3 блока. Программы должны быть просты в освоении, наглядны и безусловно полезны. Ниже перечислены лабораторные (практические) работы с программами, владение которыми необходимо каждому современному педагогу, завучу:


Список лабораторных работ по предмету

«ИКТ в образовании»


Основной блок (Гуманитарии очно и заочно, физико-математические направления заочно).

Лабораторная работа № 1.  Создание тестовых заданий средствами программы «MyТest».

Лабораторная работа № 2.  Проведение тестирования в локальной сети средствами программы «MyTestServer».

Лабораторная работа № 3.  Классический кроссворд.

Лабораторная работа № 4. Программа составления презентаций Power Point.

 Лабораторная работа № 5. Работа с интерактивной доской.

Лабораторная работа № 6.  Создание документа в Word. Автоматическое оглавление, разбивка на разделы.

Лабораторная работа № 7. Создание сайта посредством конструкторов (онлайн сервисов).



Дополнительны блок (гуманитарные направления очно, физико-математические направления заочно)

Лабораторная работа № 8. Программа составления расписания «Rector»

Лабораторная работа № 9. Программа составления расписания «aSc Timetables»



Дополнительны блок (физико-математические направления очно)

Лабораторная работа № 10. Электронные таблицы Exel.

Лабораторная работа № 11. Создание Интернет страниц. HTML. Введение

Лабораторная работа № 12. HTML. Форматирование текста

Лабораторная работа № 13. HTML. Рисунки. Ссылки

Лабораторная работа № 14. Системы управления сайтом.

Лабораторная работа № 15. Хостинг.


 

Первые 7 лабораторных это необходимый минимум. Студенты гуманитарных направлений, включая заочную форму обучения, должны их освоить. Программа составления тестов MyTest очень наглядна. Она не требует серьезных навыков работы на компьютере. Кроме того, она позволяет организовать тестирование нескольких классов одновременно по внутренней сети учебного заведения. Программа Классический кроссворд так же отвечает этим требованиям.

Программа Power Point основной инструмент создания презентаций. Необходимость владения данной программой не вызывает сомнения. Интерактивная доска фактически развивает тему презентации, выводя её на новый уровень. Владение Word это уже необходимость не только для учителя, а для любого современного человека.

Лабораторная №7 вызвана стремительным развитием так называемых интернет представительств различных учреждений и отдельных специалистов. Школы и вузы обязаны иметь сайт. Учителя обязаны иметь собственный сайт, если они претендуют на звание «Учитель года» начиная с городского уровня. Здесь речь идет о знакомстве со специальными интернет сервисами, позволяющими без знания программирования создать собственный сайт.

Лабораторная №8 и 9 знакомит с программами составления расписания. Учитель не работает в данных программах, но любой учитель может стать Завучем. Эти программы можно рассматривать как дополнительные для гуманитарных направлений.

Далее, на взгляд автора, следуют программы и технологии уже для учителей математики, физики, информатики.

В лабораторной работа № 10 электронные таблицы Exel должны рассматриваться уже тонкости использования согласно направлению подготовки. Например, в физике обрабатываются результаты экспериментов, строятся графики, диаграммы. Включение Exel в предмет «ИКТ в образовании» для гуманитариев на взгляд автора не очень целесообразно. Основы работы с данным инструментом проходят в школе и на отдельном курсе «Информатики». Этого достаточно. Рассмотрение же всех возможностей электронных таблиц для гуманитарных направлений и излишне и сложно.

Остальные лабораторные занятия более полно раскрывают процесс создания сайтов. Конечно, язык гипертекстовой разметки HTML так же изучается в школе, но здесь он рассматривается повторно более подробно что бы перейти непосредственно к размещению файлов в сети интернет через хостинг компании. В данных работах все еще не затрагивают тему интернет программирования (JavaScript, php, MySQL), которую изучают уже на не педагогических специальностях (Прикладная информатика).

Таким образом, в статье предложено содержание практической части курса «ИКТ в образовании».




Обновлено 24.05.2019 07:34
 
Яндекс.Метрика