ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ |
Автор: Сафонов В.И. |
20.04.2017 09:06 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ
Сафонов В.И.,
к.ф.-м.н., доцент г. Саранск, ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е.Евсевьева
Обратимся
к применению метода математического моделирования в школьном курсе информатики
и покажем, что возможности алгоритмических языков программирования и сред
программирования позволяют реализовать метод математического моделирования при
изучении информатики. При изучении школьного курса информатики рассматривается задача о популяции [2, стр. 54-67], согласно условию которой одноклеточная амеба каждый час делится на две амебы. Требуется построить математическую модель роста численности амеб и реализовать ее с использованием языка программирования. Кроме этого, необходимо провести исследование полученной модели путем проведения вычислительного эксперимента. Для моделирования процесса деления амеб используется математическая формула: Ч(I+1) = Ч(I) * 2, где Ч – численность, I – период времени. Для решения данной задачи, относящейся к школьному курсу информатики, потребуется реализовать метод математики, что позволяет достичь определенных методических целей [1]. Реализуем математическую модель в среде программирования Visual Basic for Application. Для проектирования интерфейса приложения используются компоненты среды: форма (UserForm) – для создания формы приложения; метка (Label) – для вывода надписей на фурме приложения; область ввода (TextBox) – для ввода и редактирования данных; список (ListBox) – для вывода списка значений; кнопка (CommandButton) – для запуска обработчика событий. Поле TextBox1 используется для ввода начальной численности популяции, поле TextBox2 – для ввода количества периодов изменения популяции, список ListBox1 служит для отображения всех результатов вычислений. Для написания кода обработчика потребуются следующие переменные: I – номер периода; N – количество рассматриваемых периодов; S – начальная численность популяции; P – численность популяции на I-том шаге. Для организации многократных вычислений численности популяции используется оператор цикла for. Кнопка «Расчет» содержит программный код обработчика событий, приведенный ниже, который реализует математическую модель решения задачи о популяции. Private
Sub CommandButton1_Click() Dim
i, n, s, p As Long s
= CInt(TextBox1.Value) : n = CInt(TextBox2.Value) ListBox1.AddItem ("Начальная численность популяции=" + CStr(s)) p
= s For
i = 1 To n p
= p * 2 : ListBox1.AddItem ("i=" + CStr(i) + " Численность=" + CStr(p)) Next i End Sub Для
отладки и тестирования созданного приложения ученики получают задание
опробовать его работу, используя следующие значения переменных: S=10, N=5; S=15, N=24. Затем
ученикам сообщается, что построенная ими математическая модель не учитывает
факторы, приводящие к гибели амеб. Следовательно, модель с достаточной степенью
точности отражает процесс лишь на малом отрезке времени. Требуется
корректировка с учетом различных факторов. Другими словами, процесс создания
математической модели продолжается, так как без этого уточнить компьютерную
модель будет невозможно. Учащиеся могут предложить два варианта уточнения
математической модели: хищник съедает определенное количество особей или хищник
съедает в каждый период определенную долю популяции. В первом случае формула
будет иметь вид Ч(I+1) = Ч(I) * 2 – Х,
где Х – число съедаемых особей; во
втором: Ч(I+1) = Ч(I) * 2 – Ч(I)*К,
где К – доля съедаемых особей (0<К<1). Затем ученики вносят
соответствующие изменения в программный код. Это, соответственно, p = p * 2 – X, или p = p * 2 – p * K (предварительно организуется ввод значений Х или К). С уточненной моделью проводится вычислительный эксперимент,
показывающий, что «наличие» в математической модели хищника замедляет рост
популяции или же приводит к ее гибели. После этого принимается за основу, что
численность особей популяции зависит только от естественной рождаемости и
смертности. В этом случае рост популяции будет определяться по формуле Ч(I+1) = Ч(I) + Ч(I) * КР, а убыль – по формуле Ч(I+1) = Ч(I) – Ч(I) * КС. Тогда общая формула числа популяции
примет вид: Ч(I+1) = Ч(I) * (1 + КР – КС), где КР – коэффициент рождаемости (например, если КР=0,03, то от 100 особей рождается 3); КС – коэффициент смертности; I – номер
периода. Ставится следующая исследовательская задача: выяснить динамику роста популяции
при: а) КР<КС; б) КР>КС.
Учащиеся проводят вычислительный эксперимент и выясняют, что при КР<КС численность популяции
сокращается, а при КР>КС – растет. Следовательно,
среда программирования Visual Basic for Application позволяет разрабатывать приложения с
использованием метода математического моделирования и метода вычислительного
эксперимента при изучении биологических
моделей развития популяций в школьном курсе информатики.
Литература 1. Сафонов,
В.И. Методы математики в изучении
школьной информатики [Текст] / В. И. Сафонов // Ученые записки ИИО
РАО. – М.: ФГНУ ИИО РАО, 2014. –
Вып. 52. – С. 23–32. 2.
Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ [текст]: учебник для 11 класса /
Н.Д. Угринович. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний. – 2012. – 308 с. |
Обновлено 20.04.2017 09:09 |