ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ |
Автор: Сафонов В.И. |
20.04.2017 08:55 |
ВОЗМОЖНОСТИ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Сафонов
В.И., к.ф.-м.н., доцент г. Саранск,
ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е.Евсевьева
Одним из основных назначений средства информатизации средств остается организация информационного взаимодействия. Оно определяется как процесс передачи-приёма информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация и пр.) при реализации обратной связи, развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней) при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации [2, c. 110]. Сами по себе компьютерные сети с их образовательным
потенциалом не позволят решить проблему организации учебного информационного
взаимодействия. Отдельные образовательные сайты, сайты преподавателей, on-line учебники и т.п. не
образуют единую систему с установленными правилами доступа, унифицированной
формой подачи материала и контроля его усвоения. Необходима среда,
информационная система, обладающая банком информационных ресурсов и
возможностью их актуализации, способная подключаться к другим банкам информации
и интегрироваться с другими системами, а самое главное – позволяющая
технологизировать этапы обучения, придать им новое содержание, отвечающее
современным реалиям информационного общества. Такие задачи способна решать
информационно-образовательная среда. Под
информационно-образовательной средой в настоящее время понимается
комплекс информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим,
технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне
функции не только обучения, но и управления процессом образования и его
качеством. Подобные среды существуют и применяются в образовании [1], в
частности, в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени
М.Е. Евсевьева» уже несколько лет управление вузом и учебным процессом
осуществляется на основе системы «Инфо-вуз» [3]. Данная система предназначена для организации информационного пространства учреждений
высшего профессионального образования на базе Microsoft Office
SharePoint Server. Она предоставляет управляющим структурам вуза целый ряд возможностей,
среди которых можно выделить следующие: централизованное хранение информации (документов или
записей); реализация разграниченного доступа к информационным ресурсам системы;
подача и регистрация заявок подразделений; управление задачами и организация
контроля за их исполнением; различные оповещения сотрудников и подразделений;
публикация, регистрация и утверждение документации, в том числе управляющей
(регламентирующей) и др. В настоящее время в педагогическом институте создана и
функционирует интерактивная корпоративная среда, обеспечивающая безлимитный
бесплатный доступ к вузовской и глобальной сетям из любой точки института, что
позволяет говорить об организации электронного обучения и использовании
интерактивных образовательных технологий. Находясь в сети, студенты и
преподаватели могут реализовать полноценное информационное взаимодействие,
которое организуется как с помощью форумов и областей обсуждения, так и
посредством назначений. Назначение преподавателя для студентов может содержать
различные материалы: конспекты лекций, презентации, лабораторные работы,
задания для самостоятельной работы, тренажеры, ссылки на Интернет-ресурсы и
другое. Особо стоит отметить возможность назначения контролирующих тестов,
результаты которых обрабатываются и моментально отправляются преподавателю
автоматически. Преподаватель имеет возможность в любой момент проследить
динамику прохождения тестов, узнать результаты тестирования и
вернуть назначение, если тест не пройден или за его прохождение студент получил
низкую сумму баллов и хочет повысить свою оценку. Все результаты обучения и
контроля собираются в один документ – электронный журнал, доступный как для преподавателя,
так и для студентов (только для просмотра). Студенты всегда могут узнать
информацию о своих оценках, получить задания от преподавателя, а выполнив их,
вернуть ему на проверку. Если говорить о мировых тенденциях в развитии систем
образования, то обязательно нужно остановиться на такой форме, как асинхронная
индивидуально-ориентированная организация учебного процесса. Именно при такой
форме следует говорить о высокой востребованности информационно-образовательных
сред. Не останавливаясь на рассмотрении данной формы, отметим, что более
подробно ознакомиться с ней можно, например, в [4]. При переходе на асинхронную
индивидуально-ориентированную организацию учебного процесса возникает
необходимость коренной переработки информационно-программного обеспечения в
сфере планирования, организации и управления учебным процессом, а именно
внедрение и применение информационно-образовательных сред. С их помощью
преподаватели могут заявлять свои курсы; подробно излагать их содержание и
поддерживать их актуальность; показывать их значимость для будущей профессии
обучаемого; представлять портфолио с указанием своих достижений и имеющегося
опыта; доводить до студентов сведения о привлеченных к преподаванию
специалистах. Обучаемые в свою очередь с помощью данной среды могут знакомиться
с предложениями преподавателей и их портфолио; записываться на выбранные курсы;
определяться с удобным временем посещения занятий. Отметим, что при всех
положительных сторонах (равно как и проблемах) асинхронной
индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, немногие вузы РФ
перешли на эту форму обучения, в отличие, например, от европейских вузов. Но
там, где такой переход осуществляется или уже осуществлен, обязательно
применяется информационно-образовательная среда. Именно она позволяет помочь в
решении многих проблем, связанных с переходом на новую форму организации
учебного процесса. Процесс масштабного внедрения
информационно-образовательных сред в педагогическом образовании только
начинается и уже в ближайшем будущем они станут таким же привычным явлением,
как персональный компьютер и Интернет. Функционал подобных сред будет
расширяться и совершенствоваться, открывая новые образовательные возможности их
использования. Но одно останется – они позволяют подготовить педагога к
активному применению информационных и коммуникационных технологий в своей
деятельности, к передаче подобного опыта ученикам, готовя их к полноценной
жизни в современном обществе, к поиску себя и своего места в информационном
мире, к участию в информационном взаимодействии.
Литература 1. Сафонов В.И. Организация
информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве
педагогического вуза // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1.
– С. 48-52. 2. Педагогический энциклопедический
словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия,
2002. – 528 с. 3. Предложения Microsoft для образования: система управления вузом
ИНФО-ВУЗ 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.microsoft.com/rus/education/partners/livebusinesssolutions.aspx
(дата обращения 19.04.17). 4. Сазонов Б. А.
Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие
модернизации высшего образования // Высшее образование в России. – 2011. – № 4.
– С. 10–24. |
Обновлено 20.04.2017 08:58 |