Главное меню

Возможности применения электронных учебных материалов в образовательном процессе академии PDF Печать E-mail
Автор: Чеснокова_Мочалова_Сторонкина   
11.04.2017 11:09

УДК 378.147

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ

МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ АКАДЕМИИ

Чеснокова Л.Н., канд. хим. наук

г. Иваново, ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России

Мочалова Т.А., канд. биол. наук

г. Иваново, ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России

Сторонкина О.Е., канд. хим. наук

г. Иваново, ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России

 

В настоящее время дистанционное обучение представляет собой перспективную линию развития как вузовского, так и школьного образования, о чем свидетельствует большое количество научных публикаций по данной теме [1-3].

Профессорско-преподавательский состав Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России непрестанно совершенствует методики использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Электронный образовательный комплекс по школьным предметам, разработанный в программной среде «1С», используется учащимися старших классов кадетского корпуса академии [4]. Электронные средства обучения позволяют предоставить учащимся большое количество понятий, а также развить их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Материалы комплекса используются учителями-предметниками на уроках, при объяснении нового материала и контроле знаний учащихся. Например, просмотр видео-опытов электронного образовательного комплекса (ЭОК) на уроках химии, физики и биологии имеет ряд преимуществ перед традиционной формой проведения практических и лабораторных занятий: индивидуальный многоразовый просмотр крупным планом; наличие дикторских комментариев; отсутствие «неудачного опыта»; возможность демонстрации опасных опытов (запрещенных для выполнения в школе); быстрота проведения работы и экономия реактивов.

Обязательным компонентом ЭОК являются тесты, обеспечивающие проверку знаний, определение достижения учащимся базового уровня подготовки, овладения обязательным минимумом содержания школьных предметов.

Ресурсы комплекса позволяют учителям применять как традиционные, так и инновационные образовательные технологии, в частности, технологию модульного обучения. Кроме того, учителя-предметники постоянно совершенствуют ресурс, корректируя и дополняя его материалы. Это делает комплекс более гибким и позволяет адаптировать к различным условиям и требованиям образовательной среды Кадетского пожарно-спасательного корпуса. Несомненной ценностью комплекса является то, что его ресурсы позволяют учителю оценить самостоятельную работу каждого ученика при выполнении заданий на уроке.

Самостоятельное применение комплекса учащимися во внеурочное время позволяет значительно облегчить подготовку к ЕГЭ, дает возможность систематически, при изучении учебных тем готовиться к сдаче итогового экзамена.

Кроме того, для осуществления дистанционного и комбинированного обучения в академии по ряду дисциплин разработаны образовательные сайты, электронные приложения к лабораторным практикумам. Сайт «Ноксология.рф», разработанный преподавателями академии содержит образовательный контент: лекционные материалы по ряду дисциплин, задания ко всем видам аудиторных занятий по этим дисциплинам, контрольные задания и тестовые вопросы. После регистрации обучающихся на сайте преподаватели имеют возможность отслеживать их индивидуальную самостоятельную учебную работу по времени пребывания, по просмотренному контенту, а также результаты выполнения контрольных и тестовых заданий. Каждый из разделов сайта может быть оперативно скорректирован и дополнен актуальной информацией.

По дисциплине «Теория горения и взрыва» нами разработано и апробировано в учебном процессе электронное приложение к лабораторному практикуму [5]. Главной целью разработки электронного приложения является предоставление обучающимся возможности стать участником процесса проведения эксперимента.

Использование в учебном процессе видео-опытов имеет ряд преимуществ перед традиционной формой проведения лабораторных занятий: индивидуальный многоразовый просмотр крупным планом; наличие дикторских комментариев; отсутствие «неудачного опыта»; возможность демонстрации опасных опытов; быстрота проведения работы и экономия реактивов.

Электронные учебные материалы кроме функции обеспечения дистанционного обучения, дают возможность обучающимся подготовиться к предстоящим занятиям, а обучающимся отсутствующим на занятиях восполнить конспекты, самостоятельно выполнить лабораторные работы, оценить свои знания.

Электронные средства обучения являются перспективным направлением развития образования, которое способствует повышению эффективности обучения и является инструментом в самостоятельной подготовке учащихся, так как способствуют формированию положительной мотивации к пополнению знаний самим учащимся. Таким образом, применение электронного обучения позволяет повысить мотивацию учебной деятельности и степень усвоения учебного материала.


Литература


1. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/search#q=%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%

B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%

D0%BD%D0%B8%D0%B5&page=1 - (дата обращения: 24.03.2017).

2. Пеккер, П.Л. Дистанционное обучение: опыт университетов / П.Л. Пеккер // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №6-2. – С.88-93.

3. Аюпова, Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии / Л.И Аюпова // Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2016. – №9. – С.10-15.

4. Чеснокова, Л.Н. Организация учебного процесса в кадетском пожарно-спасательном корпусе с использованием электронного образовательного комплекса / Л.Н. Чеснокова, Т.А. Мочалова, О.Е. Сторонкина // Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (с межд. уч.). – Сургут, 2016 г. – С. 354-356.


5. Батов, Д.В. и др. Лабораторный практикум по дисциплине «Теория горения и взрыва»: учеб.-метод. пособие / Д.В. Батов, Т.А. Мочалова, О.Е. Сторонкина, Т.В. Фролова, Л.Н. Чеснокова. – Иваново: ИПСА ГПС МЧС России, 2016. – 108 с.

Обновлено 11.04.2017 11:27
 
Яндекс.Метрика