Главное меню

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ PDF Печать E-mail
Автор: Тростинская О.В.   
27.04.2016 00:12

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Тростинская О.В.,учитель биологии

МБОУ СОШ № 4 г. Бирска.


Здоровье даруется каждому вместе с рождением. Мы- учителя ежедневно наблюдаем, как социальная среда негативно влияет на здоровье наших учеников. В дополнение к социальным проблемам прибавляются школьные факторы риска, которые удивительно «живучи», с ними трудно справиться. В наших школах хронические заболевания имеют 23% учащихся, некоторые ученики страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью детей.

Одним из путей решения данной проблемы является задача сохранения и укрепления здоровья, которая должна стать элементом национальной культуры, экологического, нравственного, патриотического воспитания. Чтобы ребенок вырос здоровым, нужно заботиться о его здоровье каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Это можно сделать через создание здоровьесберегающей среды в школе, на каждом уроке.


Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся. Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья..


Ведущая педагогическая идея моего опыта – формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье через создание здоровьесберегающей среды на уроке, во внеклассной деятельности.

 Для себя основополагающими принципами я считаю следующие:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление — не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь здоровьесберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.

Что же это такое – здоровьесберегающий урок? По моему мнению, сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Как говорится, урок удался, если к его концу здоровья прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.

А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят еще и такие задачи:

· помочь ученику сохранить свое здоровье;

· через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;

· вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию


В мой арсенал педагога - предметника, проводящего такой урок, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:

· создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в классах;

· разнообразие видов и форм уроков – удивление нестандартностью проведения;

· формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;

· гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

· использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;

· разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;

· при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;

· использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 ученика);

· подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками;

· рефлексия;

· во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности;

· ежеурочные разминки в начале урока (10 – 15 секунд);

· для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;

· для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;

· для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;

· для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;

· физкультминутки на 15 – 25 –ой минутах урока


Опыт работы в школе позволил мне увидеть, что динамика работоспособности учащихся бывает различной в течение урока.

- Первая фаза работоспособности – это врабатывание, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность (5 -7 минут).

- Вторая фаза – фаза оптимальной работоспособности (15 – 20 минут). Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую активность ребёнка при наименьших психофизиологических затратах.

- Третья фаза работоспособности – компенсированного, то есть преодолеваемого утомления. Дальнейшее поддержание работоспособности становится возможным только за счёт нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения.

Приоритетным в своей деятельности я считаю создание атмосферы, расковывающей учащихся, которая строится на взаимоотношениях учащихся с учителем, стимулирующих развитие духовного потенциала учащихся, их творческую активность, то есть следует ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; на потребности и умения самостоятельно находить решение не встречающихся ранее задач.

 

Литература

1. Борис С.И.,  Ханнаннов Н.К. «Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии» Газета «Биология», № 6, 2005 год. Издательский дом «Первое сентября» .

2. Козленко А.Г. «Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии» Газета «Биология», № 17-24, 2008 год.  Издательский дом «Первое сентября»

3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.


            4.  Энциклопедия современного учителя. — М., 2000. 

Обновлено 27.04.2016 00:12
 
Яндекс.Метрика