ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Плотникова
Т.А., педагог-психолог г. Бирск, МБОУ СОШ №7
Современный мир предъявляет к человеку высокие требования.
Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, нестабильность
социальной жизни с одновременным сокращением физической активности,
уравновешивающей психические нагрузки, вызывают состояния хронического
перенапряжения нервной системы.В своей работе как педагога-психолога образовательного
учреждения, мною используется различный
спектр возможностей ИКТ.В частности, следует упомянуть компьютерный комплекс
«Комфорт», предназначенный для диагностики и коррекции психоэмоционального состояния человека.Программа «Комфорт» является универсальной методикой
диагностики, коррекции и развития адаптационных возможностей. Она предназначена
для работы с различными возрастными группами и позволяет решать комплексные
задачи. С помощью пакета компьютерного программного
обеспечения автоматизированной психодиагностики, входящей в комплекс,
исследуются особенности психоэмоционального состояния человека,
его интеллектуальных и личностных качеств, профессиональных интересов и
склонностей, а также исследования его межличностных взаимоотношений, в том
числе, отношений в семье, их динамика в
процессе психокоррекционной работы. Психокоррекция
определяется как направленное психологическое воздействие на,те
или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и
функционирования личности. Психологическое,
психофизиологическое сопровождение школьников на базе комплекса
«Комфорт» с использованием данного компьютерного программного
ресурса, обеспечивает снятие психоэмоционального
напряжения, позволяет обучить их навыкам саморегуляции и оптимизации своего
функционального состояния, выработать конструктивные стратегии борьбы со
стрессом. Полипараметрическое компьютерное программное
обеспечение «Комфорт» работает по методу БОС – биологическая
обратная связь, обеспечивая одновременный мониторинг нескольких
психофизиологических параметров (ритма сердца, периферической температуры,
мышечных реакций, дыхания), помогает сформировать правильную речь и речевое
поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее
состояние организма. Использование данной компьютерной технологии позволяет
значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса,
развивает положительную мотивацию ребенка к психологическим занятиям. Во время занятий
с компьютерным программным обеспечением «Комфорт» психолог получает объективную информацию об актуальном
состоянии человека, как на физиологическом, так и на эмоциональном уровне,
может отследить динамику происходящих у него изменений в процессе обучения. Одновременный
мониторинг нескольких психофизиологических параметров во время БОС-сеанса
позволяет реализовать разнообразные режимы обучения, что существенно расширяет
границы применения данного комплекса: ·
тренируется навык диафрагмального типа
дыхания. ·
формируется навык управления
периферической температурой. ·
отрабатывается постановка «речевого
дыхания»; тренируется звукопроизношение при оптимизации дыхательной функции; ·
вырабатывается навык общей мышечной и
психоэмоциональной релаксации; ·
развивается или восстанавливается
мышечное чувство; ·
тренируется навык координированного
управления мышечным напряжением. Настоящий
комплекс успешно используется в качествекак
основного так и вспомогательного метода при: ·
коррекции эмоционального развития
ребёнка; ·
коррекции сенсо-перцептивной и
интеллектуальной деятельности; ·
психокоррекции поведения детей и
подростков; ·
коррекции развития личности. Применительно
к проблемам детей в школе: ·
коррекция недостатков когнитивной
деятельности; ·
коррекция недостатков
эмоционально-волевой сферы; ·
коррекция поведения.
Использование программы в школьных условиях
обеспечивает создание здоровьесберегающей среды, помогает решить задачи
коррекции таких часто встречающихся нарушений, как снижение концентрации
внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения. Значительные
интеллектуальные и эмоциональные нагрузки преодолеваются легче за счет
нормализации функционального состояния, что позволяет школьникам успешнее
адаптироваться к учебному процессу.
|