Главное меню

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ PDF Печать E-mail
Автор: Якина Е.П.   
19.04.2016 13:33

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

 

Якина Е.П., учитель химии

МБОУ СОШ № 7 г. Бирск.

 

Деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Деятельностный подход – это основа концепции развивающего обучения. Деятельностная технология обучения позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Задача учителя не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать детям, а в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования.

 

Процесс обучения – это обучение деятельности. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, а также формировать у обучающегося умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и др.).

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

 

Используя основные принципы развивающего обучения, нужно по-другому

выстраивать урок.

На уроке выделяют следующие этапы:

     1.    Вызов

§       собственно вызов

§       актуализация знаний

2.     Осмысление

§    постановка учебной задачи

§    открытие нового знания

§    составление алгоритма

§   первичное закрепление

      3.  Рефлексия

§  самостоятельная работа - самоконтроль

§  собственно рефлексия

 

В методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а используя различные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы.

Это основная задача этапа урока «Вызов». Так, при изучении в 8 классе темы «Соли», в начале урока я предлагаю обучающимся распределить по классам следующие соединения: HCl, NaOHMgO, Ca(OH)2,NaCl, HNO3, SO3.Обучающиеся легко справляются с заданием, но у них возникает вопрос «А к какому классу отнести NaCl?». И только после этого объявляется тема урока «Соли».

Деятельностный подход позволяет  изучать с обучащюимися основную часть нового материала на уроке.

На уроке с применением деятельностного подхода  высока активность учащихся, так как оценивается деятельность обучающихся на каждом этапе урока, а также его самооценка (рефлексия). Формы проведения рефлексии могут быть различными, например:

1.     Вырази свое отношение к полученным знаниям.

2.     Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала.

3.     Тест «Я знаю (умею)», «Я не знаю (не умею)».

4.     Составление кластера.

 

Применение деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями способствует повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших результатов.

 

Литература

 

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения// Педагогика М.: 2009

      2. Н. Е. Дерябина «Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии» // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23.

         3. С. В. Дмитриев «Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения» // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39.


       4. С. В. Ярцева «Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии» // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.

Обновлено 19.04.2016 13:35
 
Яндекс.Метрика