РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Якина
Е.П., учитель химии МБОУ
СОШ № 7 г. Бирск. Деятельностный подход -
методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно
быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Деятельностный подход –
это основа концепции развивающего обучения. Деятельностная технология обучения
позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия
в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Задача учителя не в
том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать детям, а в
создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения
познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других
проблем, составляющих содержание образования. Процесс обучения – это
обучение деятельности. Обучать деятельности – значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и
находить пути и средства ее достижения, а также формировать у обучающегося
умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Понятие
системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является
объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях
классиков отечественной педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и
деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.
Давыдов, Л.Н.Ананьев и др.). В рамках деятельностного
подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые
задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле:
«деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне
деятельности нет личности. Используя
основные принципы развивающего обучения, нужно по-другому выстраивать
урок. На уроке выделяют следующие этапы:
1. Вызов § собственно вызов § актуализация знаний 2. Осмысление § постановка учебной задачи § открытие нового знания § составление алгоритма § первичное закрепление
3. Рефлексия § самостоятельная работа - самоконтроль § собственно рефлексия В
методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а
используя различные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и
проблемы. Это основная задача этапа
урока «Вызов». Так, при изучении в 8 классе темы «Соли», в начале урока я
предлагаю обучающимся распределить по классам следующие соединения: HCl, NaOH,
MgO, Ca(OH)2,NaCl, HNO3, SO3.Обучающиеся легко справляются с заданием, но у них возникает
вопрос «А к какому классу отнести NaCl?». И только после этого объявляется
тема урока «Соли». Деятельностный
подход позволяет изучать с обучащюимися
основную часть нового материала на уроке. На уроке с применением
деятельностного подхода высока
активность учащихся, так как оценивается деятельность обучающихся на каждом
этапе урока, а также его самооценка (рефлексия). Формы проведения рефлексии могут быть различными, например: 1. Вырази свое отношение к полученным
знаниям. 2. Задай вопрос, который остался
невыясненным в ходе изучения нового материала. 3. Тест «Я знаю (умею)», «Я не знаю (не
умею)». 4. Составление кластера. Применение
деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями способствует
повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших результатов. Литература 1. Асмолов А.Г.
Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения//
Педагогика М.: 2009 2. Н. Е. Дерябина
«Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии» // Химия
в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23. 3. С. В. Дмитриев
«Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения» // Школьные
технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39.
4. С. В. Ярцева «Реализация
системно-деятельностного подхода при обучении химии» // Химия в школе. - 2010.
– N 6. - С. 23-27.
|