Главное меню

Влияние интернета на формирование образовательных стратегий личности... PDF Печать E-mail
Автор: Воронцова Е.А.   
16.04.2015 00:01

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ: СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ  «ЧЕЛОВЕК – МОНИТОР КОМПЬЮТЕРА»

 

Воронцова Е.А., кандидат культурологии, преподаватель 

г.Воронеж, ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» 

 

На сегодняшний день информационные технологии в образовании выступают одной из самых быстро развивающихся сфер. Kак в российской школе, так и в вузе, активно проходит информатизация управления образовательным процессом. Интернет, являясь глобальной сетью, пронизывает все аспекты нашей жизни, не только в  течение учебной деятельности, но и в свободное время. Поэтому, человек, пользуясь им в  часы  отдыха, невольно взаимодействует с информацией, носящей самый разнообразный характер – новостной, развлекательный и даже образовательный. Как это часто бывает, эмоции человека, его чувственная составляющая, включается в процесс познания окружающего мира, когда ему становится что-то необычайно интересно. Человеком правит любопытство, его влечет исследовать то, что запретно или помогает преодолеть некий диссонанс с  окружающей действительностью. Немаловажную роль при этом играет ТА сторона экрана, с которой мы взаимодействуем. Если рассмотреть такую ситуацию, то человек, который находится по ЭТУ сторону экрана для нас выглядит посредственно – мы привыкли видеть подобную картину, и нахождение любого гаджета и пользователя перед ним – некий атрибут повседневности. Сложнее оценить взаимодействие человек-сеть, ее связь и глубину значимости для индивидуума и понять, что именно провоцирует людей столь разных социальных слоев на бесконечное просиживание перед экраном.

 

Для автора данной статьи важными являются несколько идей. К первой относится провокация информацией – вы можете найти все что угодно во всемирной сети; почти любую прихоть при наличии средств можно удовлетворить, воспользовавшись той или иной услугой интернета. Если бы все было именно так – то общество перешло бы на новую ступень развития. Но всегда найдется вещь лучше, и разочарование от невозможности на данном этапе присвоить себе эту вещь, становится тем сильнее, чем больше пользователь осознает – информации в сети слишком много – отфильтровать ее собственной системой чувств и восприятия не получается. А контролировать соблазн, увлекшись процессом, тяжело. Оторвавшись от монитора, человек видит окружающую действительность, или ту вещь, которую он приобрел,  но обладание ею уже не радует, потому что на фото в интернете она выглядела лучше. Для представителя современного общества информация и само обладание ею делает ее неудовлетворительно надоедливой,  устаревшей. Может наступить момент, когда ее так много, что  человек не способен воспринять ее всю. Недаром про современных школьников говорят, что они перегружены информацией, не в состоянии проанализировать ее целиком и соответственно, закрепить свои знания. Тяжелое состояние героя нашего времени, которому скучно из-за постигшего его разочарования все доступности вкупе с  самой идеей посидеть в интернете – это скорее привычка.

Второй, а может быть,  первой по значимости, провокационной составляющей с затягивающим эффектом являются коммуникационные сети. Во многом hi-tech технологии обеспечили сопряженность человека с экраном, собрав в едином устройстве телефонную связь и визуальный контакт, социальные сети и игры, форумы и различные приложения с оценочными комментариями. При участии в данных сферах интернет-сети человек, возможно, и создает свой собственный автопортрет-аватар, на  нем он выглядит таким, каким он хочет казаться,  дополняя или изменяя что-то в своей реальной жизни по эту сторону экрана. Исключающая всякие помехи цифровая CD-аппаратура, совершенное, превосходящее воспринимающую способность человеческого глаза изображение DVD-систем, компьютерные технологии, позволяющие лицезреть предмет в таких деталях, в каких это невозможно сделать при традиционном экспонировании, не только не «улучшают» предмет, но, напротив, «подавляют», уничтожают, делают человека гиперреальной копией самого себя. Звук лучше, чем на «живом» концерте, изображение лучше, чем в действительности, убивают реальность и музыкального шедевра, и художественного полотна, превращают их  в характернейшие образцы масскульта»  [1, 294]. Массовая культура делает современного человека потребителем, нацеленного на поглощение любой информации, поступающей из окружающего мира, которое  чаще всего бывает бездумным.

 Самое интересное состоит в том, что после бесконечного потребления, человеку уже не хочется давать что-то взамен. Происходит перенос потребительского отношения не только к окружающему миру природы, но и к миру  людей. Отсюда возникновение и рост глобальных проблем современности,  особенно интерсоциальных, а также проблем систем «человек – общество», «природа – общество». И тут главной силой, формирующей личность, снова  выступают информационные технологии. Человек, находясь в интернете, невольно сталкивается с новостями – не только из повседневной жизни, но и  из мира культуры, научных открытий, образования.

К плюсам ТВ и Интернета стоит отнести стремление поднять темы, посвященные проблемам экологии, культуры, общественным отношениям. Их преимущества над другими средствами СМИ в значительно большем «эффекте присутствия», поскольку информация заключена в единстве звуко- и видеоряда. Чаще всего передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд. Человек, смотрящий на экран, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. Создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, показ, крупным планом, лица человека на экране, новизна и необычность привлекает к экрану человека. Эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением, тоже позволяют обратить внимание зрителя на происходящее на экране.

Человек должен формировать свою позицию и отношение к ТВ и интернету как к процессу диалога с экраном, а не бездумное слияние с ним. Чем разностороннее человек, тем глубже его знания и собственная оценка – тем менее он нуждается в оценке других, и даже провокации социальных сетей или рекламных предложений не вызывают сильных эмоций. Тем лучше осознаются и становятся заметны ограничения сети и экрана. Формирование сообществ–контактов, где можно обсудить тот или иной вопрос, возможно быстро найти ответ на интересующую тему, регистрация и поддержание своего личного статуса в интернете становится удобным средством взаимодействия с миром, но не порабощает человека. Можно провести в пример наличие множества сообществ на научно-образовательную тему в социальных сетях «Вконтакте» и  «Facebook». Среди них и сообщества по изучению иностранных языков, и страноведческие, и группы математиков, физиков, химиков, а также сообщества, посвященные тому или иному образовательному учреждению – от школы до учреждения высшего профессионального образования, рассказывающие об опыте  обучающихся в учебной, научной и  общественной деятельности, совершенных в стенах учебного заведения открытиях и успехах, а также планируемых мероприятиях, носящих самый разнообразный характер.

 

Если не погружаться в интернет-просторы бездумно, то они выступают обширной и влиятельной системой, находящейся в постоянном развитии. Интернет все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для всех людей, нуждающихся в получении информации. Интернет и ТВ, являясь самыми сильными средствами воздействия на человека, благодаря соединению вербального и визуального, стали активными и, главное, наглядными участниками  самообразования и информирования человека об окружающем мире и событиях в нем.

 

Литература

1.     Культурология: учебник для вузов / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С. Кагана. – М.: Изд-во  Юрайт, 2013. 566 с.


2.     Мельник Г.С. Психологические проблемы и эффекты Мельник / Г.С.  – СПб.: СПбГУ. 214 с.

Обновлено 16.04.2015 00:03
 
Яндекс.Метрика