О ПОДГОТОВКЕ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Сафонов В.И., канд. физ.-мат. наук, доцент г. Саранск, ФГБОУ ВПО МордГПИ Как
показывают исследования педагогических и психологических наук, применение информационных
технологий в процессе обучения способно привести к улучшению его
результативности за счет эволюции методов обучения, использования новых средств
обучения и др. Однако применение должно быть грамотным и обоснованным. Таким
образом, на первый план выходит проблема подготовки учителя к использованию
информационных технологий в учебном процессе. С одной стороны, ответы на
поставленные выше вопросы, должные быть получены учителем в процессе его
подготовки. С другой – будущий учитель должен быть способен к самостоятельному
поиску ответов на вновь возникающие подобные вопросы. В указанном контексте,
актуальными являются следующие направления подготовки учителя к использованию
информационных технологий в учебном процессе: формирование компьютерной грамотности;
овладение типологией педагогических программных средств (ППС); ознакомление с
готовыми ППС по предмету; формирование умения создавать ППС с использованием
инструментальных программных средств; ознакомление с компьютерной технологией
обучения и возможностями, которые она предоставляет наряду с традиционной
технологией; подготовка учителя к организации и проведению различных форм
работы по предмету с использованием вычислительной техники. Многими
авторами отмечается специфика информационных технологий в образовании. Так, в
работе [1] информационные технологии в обучении выделяются в отдельную
самостоятельную группу. Г. К. Селевко в работе [2] обозначает их как
«Компьютерные (новые информационные) технологии обучения» и относит к группе
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
учебного процесса». Данная группа включает также такие технологии, как,
например, «Технологии уровневой дифференциации», «Технология индивидуализации
обучения», «Технология программированного обучения», что подчеркивает их
общность с компьютерной технологией обучения. В
научно-методических публикациях, посвященных использованию информационных
технологий в обучении математике, редко можно обнаружить целостный взгляд на
обозначенную проблему. Это отражает ситуацию, сложившуюся в большинстве средних
общеобразовательных учреждений: информационные технологии если и используются в
школе при обучении математике, то, как правило, фрагментарно. До сих пор
отсутствует стратегия информатизации математического образования, в учебниках
математики практически нет ссылок на решение задач с использованием компьютера,
отсутствуют рекомендации по использованию появившегося и пополняемого набора
обучающих компьютерных программ по математике. Известно,
что происходящая в настоящее время информатизация общества приводит к
информатизации образования, что, в частности, реализуется применением средств
информационных и коммуникационных технологий в обучении. Однако, отметим, что
«… информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая
область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы
образования методологией, технологией и практикой решения … проблем и задач …»
[3, с. 13]. Можно
говорить о большом количестве «точек соприкосновения» математики и информатики.
Действительно, и анализ содержания этих дисциплин, и история их развития
убедительно показывают высокий уровень межпредметности. Информатика способна
оказать влияние на методику преподавания математики. Появление в
образовательной среде информационных технологий создает предпосылки изменения
существующей системы обучения математике. Внесение корректив в цели
математического образования, модернизация методов обучения и появление новых
средств обучения математике должно привести к изменению содержания
математического образования и появлению новых форм обучения математике. Подводя
итог, следует отметить, что в настоящее время имеются хорошие предпосылки
включения компьютерных технологий обучения (КТО) в процесс преподавания
математики, однако предстоит большая предварительная работа в данном
направлении. При грамотном и постоянном ее проведении возможно ожидать
активизацию учебного процесса, повышения интереса к изучению математики. Гуманитаризация
математического образования подразумевает применение новых технологий при
обучении математике. Информационные технологии могут занять в их ряду заметное
место благодаря таким возможностям, как наглядность, интерактивность,
возможность организации экспериментальной деятельности и другим. Именно это
делает возможным включение обучаемого в активную познавательную деятельность,
или, говоря другими словами, содействовать гуманитаризации математического
образования. Литература 1.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических
специальностей / Под общей редакцией В. С. Кукушина. – Серия
«Педагогическое образование». – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д; Издательский
центр «МарТ», 2004. 336 с. 2. Селевко, Г. К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное
образование, 1998. 256 с.
3.
Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании:
Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / И. В. Роберт,
С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов и др. – М. : ИИО РАО, 2006. 259
с.
|