ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Валиева Г.М.,учитель истории и
обществознания г.Бирск, МБОУ СОШ №7 В ходе
изучения истории учащиеся усваивают систему разнообразных научных понятий,
составляющих основу теоретического мышления. Одной из главных задач школьного
исторического образования названо формирование у учащихся исторического
мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной
личности. В то же время, наблюдаются элементы кризиса истории
как школьного предмета даже в сравнении со столь близким нам курсом
обществознания. Поиски выхода из сложившейся (и усугубляющейся) ситуации привели
нас к практике широкого использования методов и технологий интеграции истории с
другими школьными предметами, что позволяет, во-первых, выйти на применение над- и межпредметных
мыслительных операций и, во-вторых, выделить специфические, характерные именно
для истории приемы, формы, методы работы. Выделим в этой связи
востребованную идею гуманитаризации образования как фундамента
интеграции предметов социально-гуманитарного цикла, так как мы поддерживаем
мысль о том, что «необходимо развертывание (гуманитарного образования) на трех
предметных областях человеческого знания – языке (слово), литературе (текст),
истории (контекст)». Приведенное мнение еще раз утверждает нас в верности
вывода об особом месте истории в структуре школьного образования: именно на
уроках истории идет наиболее сложная работа над контекстом, при этом
опирающаяся на сформированные компетенции в области работы над словом и
текстом. В то же время упомянутые этапы речевой деятельности могут быть названы
основными языковыми компетенциями, которые находятся в тесной взаимосвязи с
коммуникативной суперкомпетентностью, т.е. умением вступать в коммуникацию,
быть понятым, непринужденно общаться, что заявляется в качестве одной из
приоритетных задач современного образования. Одним из результатов нашей практики стала работа над формированием и развитием
языковых компетенций школьников - как общеучебных, так и специальных; как
устных, так и письменных, связанных, в том числе, с актуальной проблемой
трансформации различных видов информации. Говоря о языковых компетенциях, мы
имеем в виду, в частности, умение учащегося грамотно использовать
терминологический и понятийный аппарат; раскрывать тему; собирать и
систематизировать материал; строить высказывания и выбирать при этом верные
языковые средства; совершенствовать написанное. Следующим значимым вопросом является влияние языка и
речи на уровень развития мышления школьника. Не подвергая сомнению роль второй
сигнальной системы в мыслительном процессе, уточним, что для нас наиболее
актуальным определением развитого мышления является способность активного извлечения информации из внешнего
мира и ее обработки. Таким образом, мы подходим к выводу о значимости
формирования и развития языковых способностей и компетенций в процессе активной
мыслительной деятельности. Под историческим мышлением принято понимать один из
видов мыслительной деятельности, специфичный для познания истории человеческого
общества, результат усвоения специального социально-исторического знания. Таким
образом, являясь частью мышления, историческое мышление складывается из
совокупности общественно-исторических фактов, поэтому в школьном курсе истории
большое значение придается формированию понятийно-терминологического аппарата и
развитию описательных и аналитических умений школьников, в т.ч. речевых и
текстологических. Выпускник должен не только знать исторические понятия и
факты, но и «уметь самостоятельно вывести определение; проводить мыслительные
операции с понятиями; самостоятельно устанавливать взаимосвязи между понятиями
и явлениями;…самостоятельно искать и выявлять факты, вычленяя их из учебного
текста, из иллюстративного материала, из фрагментов исторических источников…;
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между фактами» Обобщенная характеристика уровней подготовки
учащихся согласно Государственному образовательному стандарту может быть
представлена следующим образом: Первый уровень исторического мышления определяется
как структурно-логический (репродуктивный), поскольку его содержание составляют
элементарные исторические знания, основанные на применении процедур логического
мышления. Он соответствует базовым знаниям исторических фактов, процессов,
явлений, причин и следствий событий: умение производить поиск информации в
источнике. Второй уровень определяется как
социально-содержательный (продуктивный), поскольку включает в себя знания об
основных сферах жизни общества, знание истории личностей, а также умение
применять инструментарий исторического познания. Он соответствует повышенным историческим
знаниям и помимо перечисленных выше базовых знаний содержит умение извлекать
информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Третий уровень определяется как
эмоционально-ценностный (творческий, исследовательский). Он включает различные
виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий
и явлений, рассмотрение исторических версий и оценок, анализ исторической
ситуации, сравнение. Является наиболее сложным, т.к. включает в себя знания о
внутреннем мире исторического человека, основанные на «проживании»
конкретно-исторических ситуаций. Но несомненно, что содержание этого уровня,
выходящего за рамки учебной программы, неразрывно связано с теми знаниями и
умениями, которые были приобретены при освоении первых двух. Информационные технологии и
компьютеризация вносят много нового в работу учителя, влияют на особенности
обработки информации, на форму изложения её на уроках. При этом наблюдается
активность обучающихся, которая создаётся и поддерживается за счёт
использования в процессе обучения и проблемности, познавательности и наличия
поисковых заданий. А объединение в компьютере текстовой, графической, аудио- и
видеоинформации, повышает уровень и качество преподносимой информации.
Увеличиваются возможности индивидуализации, дифференциации учебного процесса,
развивается мышление, воображение. Ядром процесса
формирования специальных языковых компетенций является словарная работа.
Главной ее целью является умение правильно и активно пользоваться историческими
терминами и понятиями, т.е. включать специальный словарный аппарат в процесс
самого мышления. Добавим, что словарно-лексическая работа на уроках истории
связана с применением возможностей исторической лингвистики. Существует
множество методов и способов работы с историческими понятиями, основанных на учете психологических особенностей детей,
их способностей и возможностей. Ни в коем случае нельзя забывать о развитии
этого навыка во времени и использовать приемы дифференциации обучения.
Допустим, если для большинства детей на первом этапе обучения вполне достаточна
работа на репродуктивном уровне (при использовании разных ее форм, что
способствует поддержанию интереса к такой работе), то для наиболее
«продвинутых» ребят доступно и выделение видовых и родовых особенностей
термина, подбора синонимов и антонимов, понятий, которые они могли бы
использовать в конкретной ситуации, составления самостоятельных речевых
конструкций с новыми словами. Очень неплохо зарекомендовала себя работа с
иностранной, как правило, латинской или английской, основой исторических
терминов. Пониманию истории, формированию исторического сознания способствует
активная работа с крылатыми выражениями, в т.ч. подразумевающая их перевод с
иностранного языка. В любом случае,
при формировании словарно-лексических умений и навыков неоценимо значение
грамотного использования возможностей информационно-коммуникативных технологий.
Использование
художественной литературы и фильмов, созданных на ее основе, на уроке истории
способствует как формированию и развитию грамотной речи обучающихся, так и
создает эмоциональный, запоминающийся образ. Использование мультимедийных
средств обучения, которые, дают возможность остановить кадр, выделить его,
вернуться к нужному эпизоду, облегчает и усиливает этот процесс. Однако не стоит
забывать, что художественный образ вводится не для развлечений учащихся и
украшения урока – он должен помогать познанию истории и формированию как
языковых компетенций, так и исторического мышления в целом. Основной, систематизирующий блок средств
формирования исторического мышления старшеклассников в урочное время составляют
лабораторно-практические занятия по дискуссионным вопросам курса истории
России. Преимуществом данной формы работы являются объем, регулярность,
систематичность и целенаправленность в формировании исторического мышления
через использование проблемных и нестандартных заданий, которые способствуют развитию основных
научно-исследовательских умений: выявлять противоречия, формулировать цель и
проблему задачи, анализировать и сравнивать полученные данные, работать с
историческими источниками, выдвигать гипотезу, делать выводы и др. Самой простой работой учителя с использованием информационных технологий
является, конечно же, создание компьютерных презентаций (слайд – фильмов). Презентации являются максимально информативными,
помогают освоить базовые знания по предмету. А использование презентации во
время урока изучения нового материала делает рассказ преподавателя более
доступным и запоминающимся. Как мы
видим, реализуется главная проблема в преподавании истории – использование на
уроках наглядного материала, такого как карты, схемы, иллюстрации, появляется
возможность использования различных исторических источников, виртуальных
экскурсий и мн.др. Современный
урок истории – это такой урок, на котором обучающиеся имеют возможность
использовать различные источники, самостоятельно исследовать факты, добывать из
этих фактов знания, делать выводы. При этом на протяжении всего урока
наблюдается активность обучающихся, их заинтересованность в исследуемом
объекте. Современный урок уже невозможно представить без использования информационно-коммуникативных
технологий, которые в большой степени помогают реализации задач, названных нами
в данной работе.
|