Главное меню

Разработка электронной библиотеки кроссвордов и ребусов по школьному курсу информатики PDF Печать E-mail
Автор: Волкова Т.И.   
14.04.2015 18:58

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ КРОССВОРДОВ И РЕБУСОВ
 ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ

 


Волкова Т.И., канд. пед. наук, доцент

г. Бирск,  ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ

 

Впервые понятие «электронная библиотека» появилось в зарубежных публикациях в середине 80-х годов прошлого века. В дальнейшем оно стало конкретизироваться, определялись и уточнялись ее цели, задачи и функции, что, однако, не привело еще к однозначной трактовке проблемы. Так, в качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» можно встретить такие словосочетания, как «цифровая библиотека» (digital library — наиболее распространенный термин в западной литературе) и «виртуальная библиотека» (virtual library). Наиболее распространенные представления об электронной библиотеке можно объединить в три группы:

  • автоматизация традиционных библиотек;
  • использование баз данных в Интернете;
  • коллекции какой угодно информации, лишь бы в электронной форме и в сети.

 Сегодня многие склонны считать саму сеть Интернет мировой электронной библиотекой. Эти представления вряд ли можно признать правильными, хотя они и связаны с существом проблемы [1, с. 42].


 Электронная библиотека — это информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Основные задачи электронной библиотеки — интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов) различной информации с сохранением ее свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом объединение ресурсов не обязательно должно осуществляться физически, оно может быть виртуальным, главное — оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как единого информационного пространства. Под эффективной навигацией в электронной библиотеке понимается возможность для пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при разумных затратах усилий во всем доступном информационном пространстве. [1, с. 57]


 Для развития познавательного интереса школьников при обучении любому предмету неоценимую помощь может оказать электронная библиотека кроссвордов и ребусов. Она  позволяет преподавателю проводить  занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта, а также с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся.

Электронная библиотека кроссвордов и ребусов:

  • позволяет выносить на уроки и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с учащимися то, что оказалось вне рамок школьных занятий;
  • освобождает от утомительной проверки домашних заданий, контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
  • позволяет индивидуализировать работу с учениками, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

 Основными факторами интенсификации учебного процесса с помощью электронной библиотеки кроссвордов и ребусов являются:

·        усиление мотивации;

·        повышение информативной емкости учебного содержания;

·        активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

·        ускорение темпа учебных действий. 

К разработке электронной библиотеки кроссвордов и ребусов можно активно привлекать самих учеников,  используя один из трех способов в зависимости от изучаемых тем и способностей учащихся:

 разработка кроссвордов и ребусов  с помощью специальных инструментальных программ, которых можно найти достаточно много в свободном доступе в Интернете (например, программа «Классический Кроссворд 1.4»);

различные способы создания кроссвордов в  электронных таблицах Microsoft Excel;

создание кроссвордов и ребусов в форме презентаций  в среде Microsoft PowerPoint с использованием элементов программирования на языке VBA.

Кратко рассмотрим основные приемы создания электронных кроссвордов в электронных таблицах Microsoft Excel  и ребусов в среде Microsoft PowerPoint  и требования к ним:

·        Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.

·        Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.

·        Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв  в словах) [2].


При создании электронных ребусов необходимо учитывать следующее:

1.  Дизайн и оформление не должны отвлекать ученика от учебного процесса;

2.  Шрифт не должен быть слишком мелким или слишком крупным, так как это отвлекает внимание ученика.

3. Электронные ребусы должны максимально облегчить понимание данной темы учеником, вовлекая в процесс обучения иные, нежели в обычном печатном пособии, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.

Язык VBA  является инструментальным средством разработки приложений в среде PowerPoint.   При создании ребусов и кроссвордов используются основные элементы управления: кнопка (CommandButton), надпись (Label), флажок (CheckBox), текстовое поле (Textbox), рисунок (Image). Изменение формы элемента управления производится вызовом контекстного меню – пункт меню Свойства (Properties). Ввод кода процедур элемента управления производится вызовом контекстного меню - выбор пункта меню Исходный текст. При этом открывается окно ввода кода процедур для обработки событий, связанных с воздействием пользователя на элементы управления диалогового окна, в котором появится заготовка пустой процедуры для обработки события.

Опытно-экспериментальная работа по преподаванию курса информатики в общеобразовательных школах с применением электронной библиотеки кроссвордов и ребусов показывает целесообразность ее использования для решения задач освоения предметной терминологии. Такая работа состоит из двух частей: решения и составления. Польза кроссвордов  и ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Ребусы можно использовать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия. При отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте определение», «объясните свойства» и т.д. Ребусы могут быть и частью домашнего задания. Для учащихся – это возможность самовыражения, независимо от уровня успеваемости.

Кроссворды можно использовать при повторении. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой. Учащиеся сначала работают самостоятельно,  если возникают вопросы, то советуются друг с другом, что  активизирует процесс общения. Кроссворды активно применяются и при  контроле знаний.

Электронная библиотека кроссвордов и ребусов окажет неоценимую помощь и  при проведении внеклассных мероприятий, таких как  «Турнир знатоков»,  КВН, «Веселый урок» и т.д.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что решение электронных кроссвордов и ребусов тренирует и улучшает память учащихся, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями, позволяет с пользой провести время. Школьники, участвующие в исследовании, отмечают, что им нравится решать электронные кроссворды и ребусы.  

В ходе проведения эксперимента было выявлено, что применение на уроках элементов игрового компонента на основе электронной библиотеки кроссвордов и ребусов   способствовало развитию мыслительных операций школьников  в среднем на 10%. Кроссворды и ребусы развивают умение оперировать предметами и понятиями, помогают в развитии интеллектуальных способностей, памяти, мышления, сообразительности. Огромное влияние оказывают на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей и на тех, кто испытывает трудности в обучении. Дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке.

Разработка  электронной библиотеки кроссвордов и ребусов способствует совершенствованию процесса преподавания, повышению его эффективности и качества, применению нетрадиционных подходов к обучению, сокращению времени на изучение учебного материала, тиражированию передовых педагогических технологий.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Вигурский К.В., Горный Е.А. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги.  М.: Гендальф, 2002.  188 с.


2.     Кашинцева Л.Н. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики // Информатика и образование. 2008. №10.

Обновлено 14.04.2015 18:59
 
Яндекс.Метрика