Главное меню

Использование ИКТ в обучении изобразительному искусству в соответствии с ФГОС PDF Печать E-mail
Автор: Шакирова М.Г.   
14.04.2015 16:13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИКТ В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

 

Шакирова М.Г., канд. пед. наук, доцент

г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал «БашГУ

 

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. В соответствии с ФГОС нового поколения главной целью обучения становится саморазвитие личности, способной к непрерывному образованию в результате деятельностного подхода. Каковы приоритетные задачи изучения предметной области «Искусство» на современном этапе? Это:

— формирование у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

— развитие социальной и профессиональной мобильности, творческой, креативной личности.

 

Креативность — творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики [1]. При этом креативность рассматривается как внутренняя доминанта процесса освоения ребенком исторически развивающейся культуры человечества. Следовательно, в современных условиях важно развивать у учащихся творческое начало, научить применять нестандартные методы при решении разноплановых задач, стимулировать творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности.

 

Проблема креативности, реализации творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительного времени развития научных знаний. Способствовать развитию креативности личности во всем ее богатстве и разнообразии, создавать условия для наиболее полной и успешной творческой реализации — одна из первоочередных задач современной системы образования и воспитания [2, с.100]. Введение основ дизайна в учебный процесс позволяет усилить эффективность традиционного художественного образования в процессе формирования эстетических ценностей, развития креативной личности.

Дизайн соединяет художественную модель мироздания с повседневной жизнью, а современным школьникам как никогда, необходима уверенность в практическом применении получаемых знаний. В рамках школьного обучения на уроках изобразительного искусства можно развивать навыки проектной деятельности занимаясь художественно-конструкторской деятельностью.

В процессе проектной деятельности у школьников интенсивнее развивается креативность, вырабатывается способность быстро переходить от замысла к действию, происходит трансляция учащимся не столько полноты художественного опыта, выработанного человечеством, сколько умения пользоваться им в новых условиях. Очень важно на уроках изобразительного искусства показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.

 

Важная задача обучения изобразительному искусству — приобретение опыта работы различными художественными материалами в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация). Информационные и коммуникационные технологии, необходимые в решении задач модернизации образования изменяют педагогическую практику, повышают качество обучения.

 

При помощи информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) появляется возможность проиллюстрировать и подкрепить теоретический материал средствами слайдов, фильмов, инфографики, презентаций к урокам. Применение ИКТ на уроке изобразительного искусства позволяет  поддерживать положительную мотивацию к художественно-творческой деятельности у школьников, осознать цель урока на наглядном материале.

 

Необходимо отметить, что одним из важных принципов обучения на уроке изобразительного искусства является принцип наглядности: чем больше у ребенка накапливается зрительных представлений о мире, тем выразительнее и образнее становится рисунок. Использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, помогает детям погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора.

Мультимедиа технологии на уроке постепенно вовлекают школьников в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося, эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность в поиске материала и художественно-творческой деятельности.

ИКТ на уроках изобразительного искусства может применяться как:

— источник информации;

— наглядный материал, раскрывающий основы теории;

— основа организации проектной деятельности учащихся;

— инструмент художественной деятельности.

 

В зависимости от типологии урока используются фильмы-презентации, слайд-фильмы или инфографика. Фильм-презентация может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве. Демонстрация фильма сопровождается комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Для создания данного фильма возможно использование графических редакторов «Paint», «Photoshop», «CorelDraw». Возможности компьютера неисчерпаемы: это действительно мощное средство информации и продуктивный инструмент художественной деятельности. Область компьютерных технологий требует и от преподавателя большей свободы мышления, отказа от стандартных решений, умения ориентироваться в области новейших графических программ.

 

Таким образом, использование в учебном процессе основ дизайна, ИКТ, разнообразных художественных материалов и видов деятельности направлено на развитие у школьников творческого начала, на обучение применять нестандартные методы при решении разноплановых задач. Это стимулирует творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности.

 

Литература

 

1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность: пер. с англ. A.M. Татлыбаева. СПб.: Евразия. 2001. 479 с.

2. Пурик Э.Э., Мельников В.А. Проблемы обучения рисунку в системе художественного образовании // Искусство и образование. №9. 2010. С. 45-48.

 
Яндекс.Метрика