ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Шакирова М.Г., канд. пед. наук, доцент г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал «БашГУ Глубокие
перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в
отечественной системе образования. В соответствии с ФГОС нового поколения
главной целью обучения становится саморазвитие личности, способной к
непрерывному образованию в результате деятельностного подхода. Каковы приоритетные
задачи изучения предметной области «Искусство» на современном этапе? Это: —
формирование у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной,
проектно-исследовательской и художественной деятельности; — развитие
социальной и профессиональной мобильности, творческой, креативной личности. Креативность
— творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и
созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых
схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого
фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных
систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая
направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под
воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики
[1]. При этом креативность рассматривается как внутренняя доминанта процесса
освоения ребенком исторически развивающейся культуры человечества.
Следовательно, в современных условиях важно развивать у учащихся творческое
начало, научить применять нестандартные методы при решении разноплановых задач,
стимулировать творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности. Проблема креативности,
реализации творческих качеств личности привлекает к себе внимание
исследователей разных школ и направлений на протяжении длительного времени
развития научных знаний. Способствовать развитию креативности личности во всем
ее богатстве и разнообразии, создавать условия для наиболее полной и успешной
творческой реализации — одна из первоочередных задач современной системы
образования и воспитания [2, с.100]. Введение основ дизайна в учебный процесс
позволяет усилить эффективность традиционного художественного образования в
процессе формирования эстетических ценностей, развития креативной личности. Дизайн
соединяет художественную модель мироздания с повседневной жизнью, а современным
школьникам как никогда, необходима уверенность в практическом применении
получаемых знаний. В рамках школьного обучения на уроках изобразительного
искусства можно развивать навыки проектной деятельности занимаясь
художественно-конструкторской деятельностью. В процессе
проектной деятельности у школьников интенсивнее развивается креативность,
вырабатывается способность быстро переходить от замысла к действию, происходит
трансляция учащимся не столько полноты художественного опыта, выработанного
человечеством, сколько умения пользоваться им в новых условиях. Очень важно на уроках
изобразительного искусства показать, что художественное начало присутствует при
создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать
красивые вещи. Важная
задача обучения изобразительному искусству — приобретение опыта работы
различными художественными материалами в различных видах
визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация). Информационные и
коммуникационные технологии, необходимые в решении задач модернизации
образования изменяют педагогическую практику, повышают качество обучения. При помощи
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) появляется возможность
проиллюстрировать и подкрепить теоретический материал средствами слайдов,
фильмов, инфографики, презентаций к урокам. Применение ИКТ на уроке
изобразительного искусства позволяет
поддерживать положительную мотивацию к художественно-творческой
деятельности у школьников, осознать цель урока на наглядном материале. Необходимо
отметить, что одним из важных принципов обучения на уроке изобразительного
искусства является принцип наглядности: чем больше у ребенка накапливается
зрительных представлений о мире, тем выразительнее и образнее становится
рисунок. Использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает
подготовку учителя к уроку, помогает детям погрузиться в мир искусства,
побывать в роли художника, дизайнера, архитектора. Мультимедиа
технологии на уроке постепенно вовлекают школьников в серьезную творческую
работу, в которой и развивается личность учащегося, эффективнее развивается
исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность
в поиске материала и художественно-творческой деятельности. ИКТ на
уроках изобразительного искусства может применяться как: — источник
информации; — наглядный
материал, раскрывающий основы теории; — основа организации
проектной деятельности учащихся; — инструмент
художественной деятельности. В
зависимости от типологии урока используются фильмы-презентации, слайд-фильмы
или инфографика. Фильм-презентация может использоваться на уроках лекциях,
беседах об искусстве. Демонстрация фильма сопровождается комментариями учителя.
При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы
делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Для создания данного фильма возможно использование графических редакторов
«Paint», «Photoshop», «CorelDraw». Возможности компьютера неисчерпаемы: это
действительно мощное средство информации и продуктивный инструмент
художественной деятельности. Область компьютерных технологий требует и от
преподавателя большей свободы мышления, отказа от стандартных решений, умения
ориентироваться в области новейших графических программ. Таким образом, использование в учебном процессе основ дизайна, ИКТ,
разнообразных художественных материалов и видов деятельности направлено на
развитие у школьников творческого начала, на обучение применять нестандартные
методы при решении разноплановых задач. Это стимулирует творческое осмысление
ими содержания осуществляемой деятельности. Литература 1. Маслоу
А.Г. Мотивация и личность: пер. с англ. A.M. Татлыбаева. СПб.: Евразия. 2001. 479 с.
2. Пурик
Э.Э., Мельников В.А. Проблемы обучения рисунку в системе художественного
образовании // Искусство и образование. №9. 2010. С. 45-48.
|