Интернет образование и его специфика обучения |
Автор: Пименова Е.В., Забержинский Б.Э. |
14.04.2015 14:56 |
ИНТЕРНЕТ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ
Пименова Е.В., студент г. Самара, Самарский Государственный Технический Университет
Забержинский Б.Э., к.т.н, доцент кафедры ИТ СамГТУ г. Самара, Самарский Государственный Технический Университет
Аннотация. Обширная интеграция информационных технологий в преподавании и обучении резко изменила образовательную парадигму. В большей степени это изменение было вызвано Интернет образованием. Быстрый рост онлайновых программ университетов вызывает ряд новых педагогических, психологических и социальных проблем. Интернет образование создает такую среду обучения, которая, по сравнению с традиционной, личная и независимая (зависит от студента, а не от преподавателя). В данной статье предлагается модель онлайн педагогики образования с акцентом на обучение студентов.
Введение. Для повышения эффективности онлайн образования, нужно для начала понять, как обучают преподаватели и насколько хорошо учат студенты. Это требует всеобъемлющей теории на основе рационального, непрерывного исследования педагогики. Потребность в инновационной педагогике обусловлена от целого ряда факторов. Интернет образование отличается от обычного структурой, форматом обучения, окружающей средой, учебными инструментами, а также взаимодействием и общением с преподавателем. Экономика 21-го века нуждается в людях, которые не только приобретают определенные знания и навыки в университете, но и вырабатывают в себе способность строить новые знания, решать уникальные проблемы и развивать оригинальные идеи[1]. Нынешнее поколение студентов имеют различные жизненные цели и менее склонны к принятию авторитета своих учителей. В дополнении, у студентов наблюдается снижение способности к обучению, слабые навыки чтения и письма. Много общения происходит через социальные сети. Преподаватели вузов, в основном среднего и старшего возраста, обремененные традиционной теорией обучения, не очень дружат с новыми технологиями и предпочитают остаться с тем, что они уже освоили.
В начале 21 века появились многочисленные программные и методологические вопросы о интернет преподавании, обучении и качестве результатов обучения. Тем не менее, мы до сих пор видим, что традиционное образование невозможно заменить, а интернет-образование отстает[2]. Следовательно, в настоящее время мало университетов воспринимают необходимость педагогики в онлайн обучении. Но практикующие преподаватели, к сожалению, часто забывают, что компьютер только расширение человеческих возможностей, а не их замена. Основную информацию по своей специальности студенты должны получать от преподавателей, а не от электронных гаджетов. Существует еще одна проблема интернет образования, сетевые компьютеры ставят под угрозу нашу способность думать, помнить, также они представляют угрозу для творчества. Онлайн образование будет расти, чтобы сделать его действительно эффективным, мы должны постараться свести к минимуму негативные последствия. С ростом спроса на интернет программы университеты осваивают новые образовательные технологии слишком быстро, и не могут обеспечить адекватную подготовку преподавателей. Педагоги учебных заведений находятся постоянно под напряжением, технические средства становятся все более сложными, не хватает времени на проведение исследований. По проведенной экспертизе в области образования большинство интернет педагогов даже не заинтересованы в педагогических исследованиях. При обучении инструкторам необходимо выбрать такую стратегию, которая лучше всего подойдет для студентов и заинтересует их. Интернет образование зависит от удобства. Однако привлекательное для студентов удобство может быть пагубным и повлиять на отношение к учебе. Удобство в сфере образования связано с принципом наименьшего усилия. Исследования показывают, что мозг человека стремится свести к минимуму умственное напряжение. Студенты предпочитают быструю и легкую информацию, поэтому они ищут удобные способы достижения их обучения с наименьшими усилиями, и таким образом упускают нужную информацию. Погоня за удобством приводит к безответственности и к вялому выполнению задач. Личностно-ориентированный подход. Студент в интернет образовании центральная фигура, преподаватель играет вспомогательную роль. Мы считаем, что онлайн образование предназначено для очень опытных и высоко мотивированных людей и не уместно для студентов колледжей. Немногие студенты имеют высокую мотивацию и знают, что они хотят учить, и способны взять на себя права и обязанности независимого обучения. Некоторые студенты чувствуют себя потерянными и не уверены в своей способности справиться с требованиями курса. Это исходит из отсутствия трудолюбия, настойчивости и усилия. Неподготовленный студент в личностно-ориентированной онлайновой среде находится под угрозой провала. Успех интернет образования зависит не только от неограниченных ресурсов интернета, но и от эффективной доставки имеющейся информации. Основная функция онлайн инструктора в настоящее время содействовать обучению студентов. Компетентный и ответственный преподаватель будет вмешиваться и помогать студентам, а не предлагать решить задачу самостоятельно. Таким образом, решающее значение для успеха онлайн образования имеет преподаватель в качестве центральной фигуры в процессе обучения, его квалификация и умение заинтересовать и направить студента. Имеется три типа онлайн-инструкторов, на основе их участия в обучении студента. Те, кто чрезмерно активно влияют на обучение студента; те, кто обеспечивают минимальную поддержку и отвечают на вопросы пользователей; те, кто находится на одном уровне со студентами, искусно привлечены и взаимодействуют, но без прямого управления. В онлайн обучении третий тип, безусловно, предпочтительнее.
В заключение хотелось бы отметить, что успешное обучение не может быть исключительно внутренним, основанным на индивидуальной деятельности. Оно происходит через взаимодействие с окружающей средой, в частности, с людьми и информацией. Связь между людьми является ключевым для эффективного обучения, так как помогает развивать познавательные навыки. Кроме того, она позволяет совершать обмен информацией, которая способствует обучению. Знания социально конструируются и лучше поддерживаются посредством сотрудничества. Таким образом, личная связь между студентом и преподавателем необходима.
Литература
1. Арапов М.В. Интернет-ресурсы для системы социально-гуманитарного образования в России.// Интернет и образование. 2004. №2. 2. Грибан О.Н. Информационные технологии в процессе обучения // [Электронный ресурc] http://griban.ru/blog/14-informacionnye-tehnologii-v-processe obuchenija.html (14.04.2015) 3. Нужин А. Электронные библиотеки: возможности, услуги, сервисы. // Интернет и образование. 2003. №3.
|