Главное меню

Некоторые особенности использования дистанционного обучения в ВУЗе PDF Печать E-mail
Автор: Мосин В.П.   
14.04.2015 08:52

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

 


Мосин В.П.

Ташкентский Государственный Педагогический Университет

имени Низами,

г. Ташкент, Узбекистан

 

С наступлением XXI в. для человеческой цивилизации началась новая эпоха развития - эпоха информационного общества, которая характеризуется развёртыванием новейшей информационно-коммуникационной революции, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосферы. Организационно-технической основой информационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет Интернет.


Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы эволюционного совершенствования мировой образовательной системы. Сегодня традиционные методы образования дополняются новыми методами обучения, основанными на использовании Интернета, электронно-компьютерных сетей и телекоммуникационных средств. Дистанционное образование, телеобучение, основанные на Интернет-технологиях, выполняют ряд новых функций и предполагают реализацию определённых принципов, среди которых важное значение имеет принцип распределённого сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сообщество.

В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределённой системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным.


Дистанционное обучение - это по определению обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения. До недавнего времени подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателем во время зачётных и экзаменационных сессий. Это так называемое заочное обучение, которое было широко распространенно во всех вузах мира, гораздо в меньшей степени - в школьном образовании. В других странах для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи.


В последние годы образовательные учреждения разных стран мира, такие как институты, университеты и академии, обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации не столько заочного, сколько дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и в общении с преподавателем, ведущим данный курс. Проблема непрерывного образования и профессиональной переориентации весьма актуальна и её значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики.

В настоящее время дистанционное обучение является одним из наиболее активно развивающихся направлений в образовании. Существующие возможности аппаратно-программного обеспечения современных компьютеров и веб-серверов позволяют разрабатывать интерактивные программы для получения образования посредством глобальных сетей. Базируясь на Интернет-технологиях, дистанционное обучение расширяет свои возможности и рассматривается как перспективная система обучения, представляющая собой синтез технологий конкретного обучения, телевидения и международной сети Интернет.


Преподавание и обучение менее важны для выбора технологии, но важны для её использования в учебном процессе, поскольку технологии различаются по своим презентационным характеристикам: печатные материалы подходят для передачи текста, диаграмм и графиков; радио, аудиокассеты, телефон - для передачи звука; телевидение и видеокассеты - для передачи образов и движения; компьютеры - для работы с базой данных, создания интерактивных программ и анимаций.

Интерактивность определяется по отношению, как к учебным материалам, так и к обучаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными программами, в особенности с применением мультимедиа. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонними коммуникационными каналами: аудио- или видеоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие студентов и преподавателей может при этом быть как синхронным (одновременным), так и асинхронным (с задержкой во времени).

В последнее время информационные технологии внедряются во все новые и новые области нашей жизни. Если раньше их применяли в сугубо расчётно-научных целях, то со временем они поглотили такие огромные области нашей жизни, как связь, социальные структуры, общение, предоставление и модификация информационных потоков, развлечение.

На этом фоне высшее образование совершает большие шаги к повсеместной информатизации как контента, так и отчётности. Использование систем электронной поддержки обучения студента открывает новые возможности по формированию, структурированию и обработке материалов, связанных с процессом обучения. Одной из наиболее актуальных и успешных разновидностей коммуникационных технологий является система дистанционного обучения Moodle.


Электронная поддержка обучения Moodle – это программный продукт, позволяющий создавать курсы и веб-сайты, базирующиеся в Интернете. Такой программный продукт является основной электронной поддержкой обучения во многих странах. Количество пользователей системы постоянно растёт. Система обеспечивает многообразие процедур обучения, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в учреждении образования.

Система предоставляет возможность инсталляции образовательных ресурсов (учебных материалов) и обеспечивает средствами доступа к ресурсам и управления ими. Она также обеспечивает коммуникационное взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемое в форме Интернет-конференций – форумов, дискуссий, а также обмена посланиями, содержаниями, в том числе заданиями обучаемым, решениями заданий и комментариями. В системе предусмотрена возможность спецификации категорий (Category) учебных курсов, например таких, как Office work, Teaching and Learning («Офисная работа», «Учебный процесс»), и группирования курсов по категориям, облегчающим просмотр и поиск курсов.

Следует отметить, что система Moodle предоставляет широчайшие возможности по реализации различных обучающих функций, в частности имеет такие средства, как задания обучаемым с возможностью отправки ответа в произвольном виде (текст, файл и т.п.); форумы для обслуживания с широкими возможностями управления; чаты; система тестирования, поддерживающая импорт заданий в форматах различных систем подготовки тестов, включая такие популярные, как GIFT и HotPot; система управления учебным курсом (количество тем, структура, график-календарь и т.д.); система учёта действий всех категорий пользователей с хранением логов в течение настраиваемого периода; система авторизации и аутентификации, обеспечивающая разделение функций и разграничение прав доступа различным категориям пользователей; система обмена сообщениями, в том числе система подписки и уведомлений, и др.

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы и пр. Когда речь идёт о дистанционном обучении, следует подразумевать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.


Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но в специфичных формах. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьёзные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и на большинстве компакт-дисков, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.


Сейчас существует необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества. Такой подход обеспечит структурированность материала, позволит ограничить доступ к материалам там, где это необходимо, в результате чего система значительно облегчит студентам работу по поискам информации, а преподавателям придётся меньше времени тратить на объяснение, как и откуда, достать необходимую информацию.

 
Яндекс.Метрика