Применение интенсивных технологий в обучении педагогике |
Автор: Хамидуллина Л.К. |
14.04.2015 08:40 |
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКЕ
Хамидуллина Л.К., канд. пед. наук, доцент г.Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ
Развитие инновационных процессов в образовании предъявляют высокие требования к уровню профессиональной компетентности педагога. Согласно ФГОС ВПО обязательным условием становится использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий обучения и контрольно-измерительных материалов, диагностирующих приобретённые компетентности «на выходе». Так, разрабатываются подходы к введению аналогов ЕГЭ в высшем образовании, новые инструменты для независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата . «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата – это новая технология, не имеющая в России аналогов»[2;23]. Сегодня использование только традиционных методов недостаточно, а необходимо разумно сочетать традиционные и интенсивные технологии обучения. Актуальной становится обучение будущих педагогов с использованием интенсивных и интерактивных технологий, опирающихся на активизацию образовательного процесса и сотрудничество. По А.А.Вербицкому [1] ведущими формами и методами в технологии знаково-контекстного обучения являются интенсивные технологии, которые воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Как показывает опыт, интенсивные и интерактивные технологии способствуют созданию у обучаемых целостного представления о профессиональных компетентностях, приобретению на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе осуществления сотрудничества, развитию профессионального, аналитического, практического мышления, формированию познавательной мотивации. В литературе описаны различные виды интенсивных технологий, которые дают возможность студентам самостоятельно осуществлять поиск информации разнообразными игровыми средствами, большинство которых относятся к интерактивным : активная учебная лекция, лекция –провакация, лекция-интервью, лекция –пресс-конференция, бинарная-лекция, семинар-групповая дискуссия, интеллект-карты, метод информационного лабиринта (баскет-метод),технология анализа конкретных ситуаций, кейс-стади, метод анализа казусов, анализ инцидентов, технология проигрывания ролей, игровое проектирование, тренинг, мозговой штурм и другие. Основные элементы организации межгруппового взаимодействия представлены в навигационной карте организации интерактивного занятия [3] . Так, активная учебная лекция отличается тем, что педагог, активизируя процесс обучения, прерывает лекцию анализом кейсов или фрагментами дискуссии. Демонстрируем компьютерные презентации, а также мультимедийные пакеты с набором информации, вопросов и заданий, в том числе тестовых, которые представлены в подготовленном нами учебно-методическом пособии [4]. Одной из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций является кейс-стади. Этот метод базируется на моделях реальных ситуаций. Создаётся для студентов своеобразная микро-проблемная ситуация, часто не имеющая однозначного решения. Студенты формулируют свои мысли, проигрывают в дискуссии различные варианты ответов, спорят, критикуют, ошибаются, чтобы потом найти собственное решение. Мы убеждены, что только в активной работе с материалом рождается понимание своей будущей профессиональной деятельности. В представленных нами в учебно-методическом пособии кейсах требуется решение теста по конкретной теме [4] . Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, а также является интерактивным, так как ориентирован на сотрудничество.
Таким образом, использование в образовательном процессе всего многообразия интенсивных технологий обучения позволяет студенту повысить познавательную активность и развить профессиональные компетентности, группе развить навыки командной работы, педагогу нестандартно относиться к организации образовательного процесса.
Литература 1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа. 1991. 2. Болотов В.А., Наводнов В.Г., Пылин В.В., Порядина О.В., Чернова Е.П. Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров. М., 2015. 3. Панфилова А.П. Навигационная карта проведения занятий с применением интерактивных технологий обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.-№51.М., 2013. 4. Тестирование как средство контроля качества обучения и самоконтроля студентов вуза / Автор-составитель Хамидуллина Л.К. Электронный читальный зал http://www.bashlib.ru/echitzal/ (14.0402015) |
Обновлено 14.04.2015 08:40 |