Главное меню

Применение интенсивных технологий в обучении педагогике PDF Печать E-mail
Автор: Хамидуллина Л.К.   
14.04.2015 03:40

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНТЕНСИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКЕ

                                       

  

   Хамидуллина Л.К., канд. пед. наук, доцент

                                        г.Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ


 

Развитие инновационных процессов  в образовании предъявляют  высокие требования к уровню профессиональной компетентности педагога. Согласно ФГОС  ВПО обязательным условием становится использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий обучения  и контрольно-измерительных материалов, диагностирующих приобретённые компетентности «на выходе». Так, разрабатываются подходы  к введению аналогов ЕГЭ в высшем образовании, новые инструменты для независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата . «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата – это новая технология, не имеющая в России аналогов»[2;23]. Сегодня  использование только  традиционных методов недостаточно, а необходимо   разумно сочетать традиционные и интенсивные технологии обучения.  Актуальной становится обучение будущих педагогов с  использованием интенсивных и интерактивных технологий, опирающихся на активизацию образовательного процесса и сотрудничество. По А.А.Вербицкому [1] ведущими формами и методами в технологии знаково-контекстного обучения являются  интенсивные технологии, которые воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности.   


Как показывает опыт,  интенсивные  и интерактивные технологии способствуют созданию у обучаемых  целостного представления о профессиональных компетентностях,  приобретению на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе осуществления сотрудничества, развитию профессионального, аналитического, практического мышления, формированию познавательной мотивации. В литературе описаны  различные виды  интенсивных технологий, которые дают возможность студентам  самостоятельно осуществлять поиск информации разнообразными игровыми средствами,  большинство которых относятся  к   интерактивным : активная учебная лекция, лекция –провакация, лекция-интервью, лекция –пресс-конференция, бинарная-лекция, семинар-групповая дискуссия, интеллект-карты, метод информационного лабиринта (баскет-метод),технология анализа конкретных ситуаций, кейс-стади, метод анализа казусов, анализ инцидентов, технология проигрывания ролей, игровое проектирование, тренинг, мозговой штурм и другие.  Основные элементы организации межгруппового взаимодействия представлены в навигационной карте организации интерактивного занятия  [3] . Так, активная учебная лекция отличается тем, что педагог, активизируя процесс обучения, прерывает лекцию анализом кейсов или фрагментами дискуссии.  Демонстрируем  компьютерные презентации, а также мультимедийные пакеты с набором информации, вопросов и заданий, в  том числе тестовых, которые представлены в   подготовленном  нами   учебно-методическом   пособии [4].  


Одной из разновидностей  метода анализа конкретных ситуаций  является кейс-стади. Этот метод базируется на моделях реальных ситуаций.  Создаётся для студентов своеобразная микро-проблемная ситуация, часто не имеющая однозначного решения. Студенты формулируют свои мысли, проигрывают в дискуссии различные варианты ответов, спорят, критикуют, ошибаются, чтобы потом найти собственное решение.  Мы убеждены, что только в активной работе с материалом рождается понимание своей будущей профессиональной деятельности.  В представленных нами в учебно-методическом  пособии  кейсах  требуется   решение теста по конкретной  теме [4] . Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям  активного обучения, а также является интерактивным, так  как ориентирован на сотрудничество.  

 

Таким образом,  использование в образовательном процессе всего многообразия интенсивных технологий обучения позволяет студенту повысить познавательную активность и развить профессиональные компетентности, группе развить навыки командной работы, педагогу нестандартно относиться к организации образовательного процесса.   

 

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа. 1991.

2. Болотов В.А., Наводнов В.Г., Пылин В.В., Порядина О.В., Чернова Е.П. Новый федеральный интернет-экзамен  - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров. М., 2015.

3.  Панфилова А.П.  Навигационная карта  проведения занятий с применением интерактивных технологий обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.-№51.М., 2013.   


4.  Тестирование как средство контроля качества обучения и самоконтроля студентов вуза / Автор-составитель Хамидуллина Л.К.  Электронный читальный зал   http://www.bashlib.ru/echitzal/ (14.0402015)

Обновлено 14.04.2015 03:40
 
Яндекс.Метрика