Активизация обучения и развития творческого школьников на уроках технологии с использованием НИТО Печать
Автор: Ахметзянова О.И.   
13.04.2015 15:36

АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НИТО


 

Ахметзянова О.И.,  учитель технологии,

 МБОУ СОШ №7 г. Бирска

 

Компьютер значительно повышает активность работы уча­щегося в процессе получения и усвоения информации. Современ­ные  новые информационные технологии обучения (НИТО) вовлекают ученика в действие, происходящее на экране монитора. Индивидуальная рабо­та с компьютером способствует развитию самостоятельности, при­учает к точности, аккуратности, последовательности действий, раз­вивает способности к анализу и обобщению.


Использование информационно-коммуникационных техно­логий на уроках образовательной области «Технология» дает большие возможности для активизации познавательной деятельно­сти учащихся и развития их творческих способностей. Данная об­разовательная область предусматривает, прежде всего, формирова­ние и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обра­ботки материалов, моделирования и пошива одежды.  Для работы учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практи­куются выступления учителя и/или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. В последнее время к ним добавилась интерактивная доска. В зависимости от выступления преподаватель или учащий­ся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация должна быть построена таким образом, чтобы способствовала оптималь­ному  решению поставленных  задач на уроке. Презентация делает рассказ учителя более информационно насыщенным, иллюстративным, позволяет учителю вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя учащихся актуализировать зна­ния, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы.  Все это способствует  развитию мышления учащихся, активизирует их познава­тельную деятельность, повышает мотивацию к изучаемому предмету.


Эксперты заметили по результатам многочислен­ных экспериментов, что по ком­бинированному воздействию (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в актив­ные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может со­ставить 75%.         Согласно программе в образовательной области «Техноло­гия» предусматривается выполнение учащимися творческого проекта. Школьного учителя привлекает в этом ме­тоде возможность развития активности, самостоятельности, твор­чества, индивидуальности учащихся. Учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мо­тивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблем ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную актив­ность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах ок­ружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.       «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в об­ласти информатизации образования. Компьютеры служат средст­вом, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эф­фективной: осуществить поиск информации, проанализировать результаты, воспользоваться его графическими возможностями.

Таким образом, новые информационные технологии, при­меняющиеся методически грамотно, повышают познавательную и творческую активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.


Литература         

    1.Информационные технологии в образовании: учебное пособие. /Авт.-сост.: В.Г.Соловьянюк. —- Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2011. 124 с.

   2. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5337/Itemid,546/ (13.04.2015)

Обновлено 13.04.2015 15:49