Автоматизация учебного процесса с применением визуальной информации ... |
Автор: Семёнов С.А. |
07.04.2015 09:27 |
АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Семёнов С.А., магистрант г. Москва, ГБОУ ВО МГПУ
В современной образовательной среде, от качества преподавания, способности педагога работать с современными информационными системами, зависит и результат образовательной деятельности. Педагогические вузы России, в том числе и Московский городской педагогический университет, который с учётом современных тенденций ориентирован в первую очередь на обеспечение практик и потребностей города Москвы. Интегрируясь с большой городской средой (образованием, культурой, социальными институтами) вуз имеет множество проектов связанных со студенческой практикой и партнёрством с разными предприятиями, где подготовка будущих кадров должна осуществляться с применением различных методов обучения. Информатизация общества затронула большинство сфер деятельности человека, за последние 15-20 лет компьютеры и Интернет-технологии стали неотъемлемым элементом жизни человека в качестве глобального информационного ресурса и средства коммуникации. Благодаря этому, кардинальным образом меняются стандартные приоритеты системы образования. Применение современных технологий, автоматизация учебного процесса является незаменимым инструментом системы современного образования, для обеспечения большой аудитории слушателей. Чтобы построить формализованное представление автоматизированного процесса обучения с целью его компьютерного исследования и проектирования, полезно установить основные системные аналогии между учебным и технологическим процессами.[2] Автоматизация непосредственно связана с информатизацией общества. Без достаточной информатизации, полноценного автоматизированного процесса в обществе добиться будет трудно. Таким образом, информатизация общества по мнению многих учёных обеспечивает: а) активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; б) интеграцию информационных технологий с научными, производственными областями, которая инициирует развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности и др.; в) высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [4, с. 205]. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Учебный процесс представляет собой событийный процесс с элементами обучения, контроля, управления, в чём имеет ряд аналогий с технологическим процессом. Технологический процесс представляет собой основу системных исследований, состоящей из множества взаимосвязанных элементов, являющихся единым целым. В качестве элементов технологического процесса выступают операции характеризующиеся связями между элементами и их свойствами, с помощью которых элементы объединяются в систему и функционирующую как единое целое. [1, с. 91-105] В настоящее время существует и активно развивается целая отрасль автоматизированных систем, предназначенных для поиска, обработки и визуализации изображений: в частности системы распознавания образов, системы визуализации изображений, информационно-поисковые системы, системы сжатия и кодирования изображений и др. [6, с. 130]. Что ставит применении визуальной информации в образовательном процессе, на значимые позиции, особенно в автоматизированном образовательном процессе? Порядка 90% всей воспринимаемой информации человек воспринимает с помощью органов зрения. Поэтому не учитывать и не пренебрегать этим фактором нельзя [3, с. 72-74]. Для более объективной оценки использования визуальных образов в содержание автоматизации учебного процесса, автором с учётом вышеизложенных особенностей автоматизации и информатизации, было проведено исследование влияние визуальной информации в автоматизированном процессе обучения. Были собраны выборки исторических социальных процессов и явлений. Одна часть материала содержала только текстовый и графический материал, другая часть дополнительно сопровождалась визуальными образами, фотографиями. Было рассмотрено четыре социальных процесса относящиеся к труду, политике, образованию и семье [5, с. 114-117]. Материалы были выложены в сеть Интернет на ресурсе Google Диск в формате PDF с ссылкой на заполнение анкеты. Участие в анкетировании принимали лица возрастом от 18 до 30 лет. Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов, а это 86 % (46 человек из 53-х) отмечают присутствие визуального образа как вспомогательного материала, позволяющего лучше усвоить и запомнить материал в автоматизированном учебном процессе. 11 % заявили, что большинство используемого визуализированного материала в качестве иллюстраций и фотографий являются излишним и подчас отвлекают внимание. Оставшиеся же 3% не предали никакого значения иллюстрированным материалам, сопровождающим текст. При более детальном анализе применения визуальной информации в автоматизации учебного процесса, на основании ответов респондентов выявлено, что использование визуальных образов может играть как вспомогательную роль для освоения материала, так и может являться отвлекающим фактором в процессе обучения. Но так или иначе, необходимость использования визуальных данных в автоматизации учебного процесса очевидна, она влияет на качество восприятия информации, что подтверждается в ответах большинства числа респондентов, что также не может не учитываться при разработки автоматизированных учебных комплексов.
Литература 1. Ананишнев В. М. Технологизация управления образованием [Текст] // Системная психология и социология. – 2014. – № 4(12). 2. Бочарова Е.Ю., Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Всероссийская научно-практическая конференция г. Омск, Россия 2014 г. 3. Климов В.Г., Инновационные процессы в сфере образования на основе информационных технологий обучения. Инновации. 2006. № 11. 4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: “Школа- Пресс”, 1997. 5. Семенов, С.А. Фотография как социальное явление [Текст]/Системная психология и социология. – 2014. – № 4(12). 6. Формирование УМК учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2007. |
Обновлено 07.04.2015 09:31 |