Главное меню

Использование инновационных технологий для развития познавательных интересов на уроках биологии PDF Печать E-mail
Автор: Батурина Л.А.   
31.03.2015 23:26

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

 

Батурина Л.А., учитель биологии

МБОУ СОШ № 7, РБ г. Бирск

 

   Главная задача совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. Особое внимание уделяется содержанию, способствующему формированию современной естественно научной  картины мира, которая должна быть у каждого человека, независимо от сферы его деятельности.

  Современное общество предъявляет высокие требования и к компетентности педагога в его профессиональной деятельности. У школ нет выбора кроме того, как адоптироваться к информационному веку. В настоящее время информационный рынок предлагает учителям массу учебных программ, пособий, разработок уроков, наглядных иллюстративных таблиц, фильмов, электронных энциклопедий по биологии. Что же остаётся учителю? Учителю необходимо адаптировать существующий учебно-методический материал к применению на практике с учётом индивидуальных особенностей учащихся того или иного класса.

Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают ни как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.

   Применение компьютерных технологий позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс. Обучающиеся много времени проводят в интернете, так как предмет школьного цикла требует для своего усвоения больше информации, чем имеется в учебнике. Наблюдаются некоторые падения интереса обучающихся к изучению предмета естественно-научного цикла, если учителем используется на уроке довольно старые наглядные материалы, однообразная работа с учебником, таблицами, схемами. Одним из способов повышения интереса к биологии, углубления знания обучающихся является использования современных информационных технологий, в частности компьютерных на различных стадиях учебного процесса.

   Основная задача внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения биологии – это овладение обучающимся компьютером в качестве средства познания  процессов и явлений  происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Трудное восприятие обучающимися практических основ биологии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения (фотосинтез, синтез белка, энергетический обмен). Использование ИКТ позволяет эти процессы увидеть визуально.

   Благодаря анимации, звуковым эффектам учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым, экономит время. Поэтому уроки автора статьи стали проходить с использованием ИКТ: презентации, электронные тесты, виртуальные эксперименты, ресурсы Интернета.

1.Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интреактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как Power point. Данные компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Исследовательская работа для подростков – это реализация своего «Я», она является пробой его будущих возможностей.

2.Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д..

3.Дидактические материалы – это сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде.

4. Программы тренажёры выполняют функции дидактических материалов и могут осуществлять контроль, отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

5.Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько выше описанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем поставить эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса. Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник и в завершении он должен ответить на набор вопросов или решить несколько задач.

6.Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память, и возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

   Применение ИКТ на занятиях по биологии весьма результативно. Обучающиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшается учёт и оценка знаний. У ребят проявляется интерес к предмету. Также формируется умение и навыки исследовательской деятельности.

   Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для обучающихся, а для учителей становятся нормой работы.

 
Яндекс.Метрика