Главное меню

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ PDF Печать E-mail
Автор: Хафизова Ф.А.   
27.03.2015 22:48

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Хафизова Ф.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ №7 г. Бирска

 

Внедрение электронного обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является одним из приоритетных и актуальных вопросов современной системы развития общего образования. Как показывает практика, реализация электронного обучения возможна уже с начальных классов. С одной стороны, вроде бы рано усаживать младших школьников за компьютеры, но с другой стороны они уже с дошкольного возраста знакомы с различными гаджетами. Включая компьютер в учебную деятельность, мы приучаем учащихся к тому, что он является инструментом познания, который дает огромное количество информации, а не является игрушкой для развлечения. Кроме того, школа просто должна вводить электронное обучение с начальной школы т.к. в новых ФГОС начального общего образования среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выделено, как одно из основных, формирование ИКТ- компетентности учащихся начальной школы.

В выстраивании системы электронного обучения в общеобразовательной школе основными являются две составляющие. Во-первых, электронное обучение невозможно без модернизации материально-технического оснащения образовательного учреждения, что требует определенных финансовых вложений. Во-вторых, электронное обучение требует целенаправленной подготовки учителей к работе в информационно образовательной среде. Эти две задачи необходимо решать параллельно, хотя особое внимание требует кадровая политика. Это обусловлено тем, что при реализации электронного обучения выдвигаются и новые задачи перед учителями: научиться использовать электронное обучение как самостоятельный вид обучения, основанный на интеграции педагогических и инфокоммуникационных технологий, сущность которого составляет интерактивное (в том числе и дистанционное) взаимодействие участников образовательных отношений в условиях информационно-образовательной среды. Таким образом, решение проблемы внедрения электронного обучения затрагивает все стороны жизнедеятельности образовательного учреждения.

Реализация электронного обучения в образовательном учреждении должна осуществляться в нескольких направлениях и представлять целостную систему, отдельные элементы которой взаимно дополняют друг друга. В практике нашей школы электронное обучение базируется на следующих составляющих:

Весь педагогический коллектив прошел курсы повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, все учителя обеспечены ноутбуками.

Все учебные кабинеты школы оснащены компьютерами, демонстрационными экранами, выходом в Интернет.

Школа оснащена интерактивными системами обучения с цифровыми видео презентаторами, проекторами и экранами. И, конечно, наличие такого мультимедийного оборудования позволяет реализовать новый подход в преподавании учебных дисциплин в целях повышения потенциала личности школьников.

В школе имеются два кабинета информатики и ИКТ. Это дает возможность не только качественно проводить уроки по предмету, но и дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время.

Одним из важнейших направлений работы по реализации электронного обучения является дистанционное обучение, поэтому в школе оборудован отдельный кабинет дистанционного обучения.

Кабинет биологии оснащен современным цифровым оборудованием с использованием 3D графики и комплектом учебного интерактивного материала по курсу биологии и химии. Данный комплект содержит в себе 140 тем, которые используются как при изучении программного материала, так и во внеурочной учебной деятельности. С помощью трехмерной графики дети видят, как протекают сложнейшие биологические и химические процессы, которые невозможно увидеть в реальной жизни. Оборудование кабинета включает тренажёры и индивидуальные пульты голосования для детей, позволяющие оптимизировать и интенсифицировать учебное время урока. С помощью системы голосования появилась возможность проводить систематизацию полученных на уроке знаний и оперативно осуществлять проверку уровня их усвоения. Данная система инструментов анализа и обработки полученных данных помогает определить слабые места в усвоении новой темы, провести корректировку знаний, выставить оценку каждому школьнику.

В кабинете имеется цифровая лаборатория с набором датчиков для измерения, цифровой микроскоп, документ-камера, изображение с которых выводится на интерактивную доску. Наличие и активное использование интерактивного оборудования кабинета биологии повысило интерес школьников к изучаемому предмету и дало возможность учителю организовать школьное исследование с заинтересованными учащимися.

Кабинет физики оснащен цифровой лабораторией. Лаборатория содержит оборудование по четырем основным разделам школьного курса физики. Оборудование кабинета используется при проведении лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, а также при организации научно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время.

В школе активно внедряется Мобильное обучение.

Мобильное обучение в концепции образования «1 ученик: 1 компьютер» реализуется в школе в рамках преподавания математики, русского языка, литературы, английского языка посредством использования специального рабочего места учителя и индивидуальных ноутбуков для учащихся, со специальным программным обеспечением. Данное программное обеспечение позволяет школьникам осуществлять мобильный доступ к образовательным ресурсам, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, организовать обучение на основе использования интерактивных электронных учебников. У детей учебный ноутбук, рабочее место учителя оснащено персональным компьютером. Рабочий стол отображается на демонстрационном экране. Все оборудование объединено в беспроводную локальную сеть и взаимодействует между собой с помощью программы «Система управления классом в режиме наблюдения и контроля». Все это вызывает огромный интерес у учеников, позволяет оптимизировать учебный процесс на уроке, исключить ситуацию пассивного присутствия обучающихся на уроке, организовать продуктивную групповую деятельность. Решением проблемы обмена информацией между педагогами стало создание внутренней электронной почты школы, внутри которой созданы папки общего доступа и отдельные папки с ограниченным доступом.

Важным направлением в работе каждого учителя по реализации электронного обучения является внедрение технологии смешанного обучения. Смешанное обучение как интеграция традиционного и электронного обучения учителями активно реализуется в урочное и во внеурочное время. На уроках большой интерес у обучающихся вызывают различные формы работы с использованием электронных учебников. Во внеурочное время смешанное обучение реализуется через систему домашних заданий и индивидуального взаимодействия в системе «учитель-ученик». Это и дополнительная работа по лекционному материалу, и проверочные работы для самоконтроля усвоения изучаемого материала с мобильной диагностикой результатов, и дополнительная информация по теме, задания повышенной сложности для одаренных детей.


Сегодня, говоря о результатах внедрения электронного обучения в практику преподавания учебных предметов, мы можем однозначно констатировать то, что у детей возрос интерес к учебной деятельности, с одной стороны, а с другой стороны, повысились профессиональные компетенции самих учителей. Да, современные дети требуют и современных подходов в обучении. Электронное обучение это не самоцель – это инструмент достижения нового качества образования. Новое поколение необходимо воспитывать и развивать на том, что им ближе и интереснее. 

Обновлено 28.03.2015 11:16
 
Яндекс.Метрика