НАЧАЛА ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ |
Автор: Каримов М.Ф., Султанаева А.С. |
23.04.2014 18:38 |
НАЧАЛА ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ Каримов М.Ф., канд. физ.-мат. наук, профессор г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ Султанаева А.С., студ. педфака г. Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ
Учебное и научное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности имеет исходным пунктом детский сад, где дошкольники приобретают начальные знания, умения и навыки в области познания окружающего нас мира. Отметим, что зачатки графического моделирования действительности появились еще в Древнем мире в виде наскальных или пещерных рисунков первобытных людей. Графическое моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности востребовано на высоком уровне исполнения и в двадцать первом веке для обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса каждой страны [1,2]. Графическое общение, как универсальный язык письменности, в настоящее время общепринято и понятно всем людям. Графическая модель фрагмента действительности позволяет избежать недостатки и ограничения словесной модели, заключающиеся в длинных, запутанных и неполных описаниях объектов, процессов и явлений окружающего нас мира. Для графического моделирования с дошкольниками фрагментов окружающего нас мира в детском саду проектируются и реализуются познавательные сюжетно-ролевые игры, в которых объектами моделирования выделяются животные, рыбы, птицы, машины и т.д. Например, целью дидактической игры «Веселая лошадка» является правильное построение и использование графической модели лошадки с использованием традиционных и компьютерных технологий. Задачами, исходящими из данной дидактической цели, выделяются: 1) способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в детской группе; 2) формировать предметные представления у детей по учебно-воспитательной теме «Животные»; 3) развивать у детей зрительное восприятие объектов, процессов и явлений природной действительности; 4) развивать необходимую для успешного графического моделирования действительности мелкую моторику у детей; 5) развивать на примере графических моделей объектов зрительную память, внимание, речь у воспитанников; 6) вызвать познавательный интерес детей к нетрадиционной форме рисования (например, ладошкой); 7) сочетать в течение одного занятия несколько приемов рисования (ладошкой, кисточкой и т.д.). Наш дидактический опыт в подготовительной к школе группе детского сада [3] выявил наличие у детей знаний, умений и навыков компьютерного графического моделирования в среде ряда графических редакторов персональных компьютеров. Разновидностью графических моделей, создаваемых в детском саду, являются простейшие схемы, графики и рисунки, усваиваемые детьми, начиная со второй младшей группы. Воспитанники детского сада с удовольствием моделируют с помощью различных знаков процесс изменения погодных условий во дворе дошкольного учреждения. Если в первый день начала новой недели светит солнце, то дошкольники рисуют на бумаге графическую модель погоды - солнышко, если во дворе дождливо, то дети рисуют в продолжении модели капельки. Последовательность клеточек графической модели с различным содержимым позволяет судить воспитателю и дошкольникам о процессе изменения погодных условий в данной местности в течение недели, месяца или квартала. Более сложная объемная с графическими элементами модель представляется с помощью классического глобуса. Приклеивая на глобус рисунки морей, континентов, государств и городов, можно создать пространственную графическую модель земного шара. Наш дидактический опыт показывает, что в построении графической объемной модели земного шара активно участвует большинство дошкольников. Описанная выше методика графического моделирования позволяет развивать творческое мышление детей дошкольного возраста и помогает в познании окружающего их мира. Выводом, следующим из приведенного выше краткого материала о началах графического моделирования в детском саду, является положение о том, что успешное построение и использование моделей объектов, процессов и явлений возможно со второй младшей группы детского сада, и оно способствует повышению уровня творческого потенциала дошкольников. Литература 1. Каримов М.Ф. Политехническое содержание школьного и вузовского курсов информатики и вычислительной техники // Подготовка учителя в условиях непрерывного образования ( Сборник научных статей ). – Уфа: Изд-во Башкирского госпединститута, 1989. - С. 193-200. 2. Каримов М.Ф. Подготовка будущих учителей-исследователей в информационном обществе. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 612 с.
3. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Педагогический эксперимент по компьютеризации в детском саду // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания». – М.: ЦНИИ «Электроника». Серия 9. «Экономика и системы управления». Вып. 2. – 1989. – С. 50-53. |