ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ |
Автор: Сафиуллова Р.Р.,Маликова Ю.В. |
22.04.2014 15:59 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Сафиуллова Р.Р., канд. физ.-мат. наук, Маликова Ю.В. г. Стерлитамак, ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал БашГУ По мере формирования современного информационного общества, а именно внедрения информационных технологий в образование, стало активно развиваться дистанционное обучение. Главным ресурсом информационного общества является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Таким образом, стремление использовать обширные информационные ресурсы в образовании и возникновение новых образовательных потребностей общества определили актуальность развития дистанционного обучения. Дистанционное обучение основано на взаимодействии между учащимися и учителем на расстоянии, при этом сохраняющее цели, методы, средства обучения, организационные формы, которые реализуются посредством использования интернет-технологий или другими, предусматривающими интерактивность средствами. Модели организации дистанционного обучения отличаются большим разнообразием, обусловленным различными условиями, при которых происходит формирование учреждений, использующих в той или иной мере дистанционное обучение[1]. Дистанционные университеты используют такие педагогические средства и методы, как: обучение с помощью взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном задействовании преподавателя и других обучаемых (достигается посредством использования мультимедийных технологий); индивидуализированное преподавание и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом; представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации; активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (проведение учебных коллективных дискуссий и конференций ). Данные методы являются основополагающими при организации дистанционного образования. Использование дистанционного обучения в образовании носит свои преимущества: снижение денежных затрат на организацию обучения (аренда помещений, транспортные расходы и т.д.), возможность увеличения круга людей, получающих образование, использование объемных электронных библиотек, альтернативность выбора курса обучения, времени и продолжительности занятий, независимость от расстояния между учащимся и учителем, мобильность связи. Однако при организации дистанционного обучения могут возникнуть и следующие трудности: успешность обучения зависит от технических навыков владения компьютером, практические навыки не реализуются в полной мере, посредством изоляции обучаемых уменьшается контроль со стороны преподавателя: невозможно полностью удостовериться в личности учащегося при проведении занятий (даже при использовании веб-камер), отсутствует уверенность в самостоятельности решения поставленных задач обучающемуся и т.д. Совершенствование и организация дистанционного обучения, являющегося результатом развития информационно-коммуникационных технологий, дают возможности для усвоения как отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Столь заметные и значительные общественные явления, безусловно, вызывают изменения в традиционных образовательных системах и способны привести к серьезным последствиям, влияние которых может распространиться далеко за пределы области образования[1].
Литература
1. Гаевская Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения : Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 55 с. |